vk  
Обычная версия Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Государственное учреждение Тульской области    
"Тульский областной центр реабилитации инвалидов"
г. Тула,
ул. Пузакова, д. 36
trubka (4872) 34-29-85
 
г. Тула,
ул. Калинина, д. 20, к. 3
trubka (4872) 50-73-55
 
г. Тула,
ул. Макаренко, д. 9
trubka (4872) 24-24-85
 
г. Новомосковск,
ул. Бережного, д. 15
trubka (48762) 6-69-84
 
г. Донской, мкр. Центральный,
ул. Советская, д. 14
trubka (48746) 5-48-53
 
г. Кимовск,
ул. Толстого, д. 18
trubka (48735) 5-70-29
 
 
г. Тула,
ул. Агеева, д. 20В
trubka (4872) 50-73-55
 
 
email tocrebinv@tularegion.org
trubkaЗапись на прием  по телефону:
                     в г.Туле, ул. Пузакова, д. 36 (4872) 47-66-77
                              в г.Туле, ул. Калинина, д. 20, к. 3 (4872) 40-85-41
в г.Новомосковске (48762) 3-47-18
               в г.Донском по телефону (48746) 5-48-53
                в г.Кимовске по телефону (48735) 5-70-29
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

Реабилитационный центр полустационарное отделение посещают дети с ограниченными возможностями здоровья и дети с ОВЗ. Группы детей разновозрастные, с разным уровнем развития навыков и умений. К моменту поступления в специальное дошкольное учреждение, дети с ограниченными возможностями здоровья, как правило, беспомощны в самообслуживании, а также в выполнении простых трудовых поручений.

Дата размещения 04.03.2023

Детям с ОВЗ необходимы умения и навыки, которые помогут в адаптации к окружающему миру. Поэтому приоритетным направлением в обучении в нашем центре является социально-бытовая адаптация детей через воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания проводится как через специально организованные игровые образовательные ситуации, так в процессе проведения с детьми режимных моментов.

Все виды работы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания носят игровой характер, но при этом они имеют определенные цели и задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры.

Для успешного формирования навыков, необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимы в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий были эмоционально-положительными. Именно поэтому мы используем в своей работе по обучению культурно-гигиеническим навыкам следующие виды работ, которые помогают сделать этот процесс доступным, интересным и увлекательным, такие как:

— Инсценировки

— Проблемные игровые ситуации

— Сюжетно-ролевые игры

Для закрепления культурно-гигиенических навыков и привычек используется сюжетно-ролевая игра с сюжетной игрушкой. Развитие игры начинается с предметных действий. Поэтому на первых этапах задачи обучения игре и обучения предметным действиям совпадают, так как в процессе обучения игре дети должны понять не только функциональное назначение каждой игрушки и предмета, но и освоить способы действия с ней, а также усваивают логику действий с предметами в игре и их последовательность. Это такие игры как: «Умоем куклу после прогулки», «Оденем Алёнку на прогулку», «Уложим мишку спать» и др. Таким образом, усвоение культурно-гигиенические навыки закрепляются и обогащают содержание детских игр.

Нужно обязательно стимулировать и поощрять стремление ребенка к самостоятельной деятельности. Если ему хочется все делать самому, воспитатели и родители должны оказывать лишь необходимую помощь. В дальнейшем по мере усвоения навыка потребность в непосредственной помощи взрослого при выполнении определенных движений постепенно снижается. При этом важно учитывать возможности ребенка и четко знать, что можно от него потребовать и в каком объеме.

Необходимым условием реализации знаний, полученных на занятиях, является создание атмосферы принятия, доверия и взаимопонимания между воспитателем и ребенком.. Ребёнок хочет видеть уверенность, что он не одинок в новых условиях, у него есть мудрые взрослые, которые поймут и помогут. Только в этой атмосфере он будет себя чувствовать уверенно и защищено, что является обязательным условием для его восприятия и понимания предлагаемого материала знаний.

Эмоциональный контакт с ребенком накапливает опыт «проживания», переживания событий, который в последствии создаёт эффект длительного положительного взаимодействия между ребёнком и предметом обучения.

Особое внимание в вопросах обучения детей навыкам самообслуживания уделяем взаимодействию с родителям, потому что нельзя получить положительный результат, если работа проводится в основном только педагогами, так как необходима помощь семьи. Только совместные усилия педагогов и родителей дают хороший результат, который в конечном итоге и дает возможность ребенку адаптироваться к окружающем его мире. Для этого мы обмениваемся опытом с родителями через личные беседы, рекомендации, советы, размещаемые на информационном стенде, папки-передвижки и специальную литературу.

Многие родители, воспитывающие ребенка с ОВЗ, позволяют по отношению к нему повышенную опеку, выражающуюся в стремлении все делать за него. И как следствие большинство родителей не могут воздействовать на детей, найти подход, чтобы ребенок начал проявлять самостоятельность, и следовать требованиям родителей. Не во всех семьях соблюдается постоянство и единство требований всех взрослых в отношении правил воспитания ребенка. Это ставит ребенка в полную зависимость от окружающих

Предлагаем методические рекомендации, игровые упражнения и практические занятия,которые направлены на формирование жизненно необходимых навыков – самообслуживания и социального взаимодействия.

Методические рекомендации состоят из следующих разделов.

1. Формирование культурно-гигиенических навыков:

Цель: закрепление представлений детей о предметах личной гигиены и их назначении.

Методические рекомендации:

Проговаривание в сопровождении показа воспитателем названия каждого предмета личной гигиены: «Это полотенце», «У меня полотенце», «Возьми полотенце», «Это полотенце Вани», «Дай мне Ванино полотенце» и т. д. Игровые упражнения: «Найди свою щетку», «Сними свое полотенце», «Открой (закрой) тюбик с зубной пастой» и т. д. Игровые упражнения (работа с натуральными предметами): «Найди расческу» (среди других предметов). Игровые упражнения (работа с рисунками, карточками): «Покажи, карточку, на которой изображено полотенце» (расческа и т. д.) Практические ситуации: «Где полотенце Вани?» и т. д.

2.Умение использовать предметы личной гигиены по назначению

Методические рекомендации:

1.Игровые и практические упражнения: «Причеши куклу Машу»; «Моем руки кукле Тане», «Умываем куклу Свету».

2. Игры с использованием носового платка: «У Вани насморк», «Заболел зайчик», «Мишка чихает» и т. д.

3. Игры с использованием полотенца: «Купаем куклу Иру», «Подарим зайке полотенце», «Мишка вымыл лапы».

4. Игры с использованием расчески: «В парикмахерской», «Маше делаем прическу» и т. д.

5. Игры с использованием зубной щетки: «Кукла Алена приносит зубную щетку», «Подружись с зубной щеткой» и т. д.

6. Игры с использованием мыла: «У зайки грязные лапки», игра-эксперимент «Делаем мыльные пузыри» и т. д.

3.Умение мыть руки:

Методические рекомендации:

Подготовительные упражнения по формированию умения мыть руки:

Переливание воды из одного кувшина в другой: упражнение «Поймай мыло» (удержание мыла, выпускание из рук скользкого мыла);

Имитационные упражнения: «Моем руки», «Ах, водичка горячая (холодная)!». игровые упражнения с холодной и горячей водой «Вода-волшебница», «Морское путешествие»; практические упражнения по формированию правильного мытья рук по алгоритму.

Соблюдать последовательность действий при мытье рук ребенок учится по подражанию, по образцу, по словесной инструкции или с опорой на изображения (фото, картинки, пиктограммы). Ребенок учится брать мыло и удерживать его под струей воды. Внимание обращается на тщательное растирание намыленных рук и смывание мыла. Если ребенок не осваивает одну из операций последовательности действий при мытье и вытирании рук, то она разбивается на более мелкие шаги и отрабатывается отдельно. Например, смывание мыла с рук: удержание рук под струей воды, потирание ладони о ладонь, потирание ладонью одной руки по тыльной стороне другой руки.

4.Умение чистить зубы:

Методические рекомендации:

Имитационные и подготовительные упражнения: «Чистим, чистим зубы по утрам и вечерам», «Выдави зубную пасту из тюбика», «Открути (закрути) пробку на бутылке (на тюбике)» и т. д. Практические упражнения:

Обучение ребенка чистке зубов начинается с беседы воспитателя с родителями, в ходе которой воспитатель выясняет состояние зубов ребенка, получает информацию о том, какой зубной пастой и щеткой пользуется ребенок. Чистить зубы ребенок учится выметающими движениями (наружную и внутреннюю поверхность – от десны к краю зуба) и горизонтальными движениями (жевательную поверхность). Удерживая руку ребенка со щеткой в своей руке, воспитатель дает образец выполнения действий. Сначала ребенок учится чистить зубы без зубной пасты, затем с ее использованием. Продолжительность чистки зубов в среднем составляет 3-4 минуты. Зубная паста должна быть приятной на вкус и нравиться ребенку.

5.Умение пользоваться туалетом:

Методические рекомендации:

1. У детей с нарушением контроля над выделениями формируют биологические часы: регулярно в одно и то же время, связанное с определенными режимными моментами (после сна, перед прогулкой, после еды и др.), ребенка высаживают на унитаз.

2. Практические упражнения по формированию умения пользоваться туалетом с помощью алгоритма (расписывается аналогично алгоритму мытья рук).

Изначально все действия выполняются совместно со взрослым, далее помощь взрослого уменьшается. Ребенка подводят к унитазу, помогают приспустить штаны, высаживают на унитаз. После оправления нужды ребенка учат пользоваться туалетной бумагой, смывать унитаз и мыть руки.

6.Формирование навыков приема пищи:

Цель: формирование у детей умения соблюдать правила поведения за столом во время приема пищи.

7.Умение приема пищи:

Методические рекомендации:

Подготовительные упражнения, способствующие выработке определенных движений: упражнение «Перекладывание шариков» (можно использовать гелевые шарики); «Просеивание фасоли» (формирование умения зачерпывать и пересыпать ложкой); «Перекладывание бусин» (зачерпывание ложкой бусин и пересыпание из одной емкости в другую); Практические упражнения по формированию умения пользоваться ложкой, вилкой, ножом.

Изначально упражнения выполняются с помощью воспитателя, далее помощь сокращается. Взрослый помещает ложку в руку ребенку, далее ребенок держит ложку своими руками, наполняет ложку едой зачерпывающим движением справа-налево (при необходимости воспитатель направляет движение рук ребенка), подносит ложку ко рту и ест содержимое.

8.Формирование культурно-бытовых умений:

Цель: формирование культурно-бытовых умений в процессе выполнения режимных моментов.

9.Умение одеваться и раздеваться:

Методические рекомендации:

Подготовительные упражнения: упражнение «Перекладывание помпонов в банку» (развитие сгибательных и вращательных движений кисти, захватывание мелких предметов помпонов в банку через отверстие); упражнение «Бусы» (захватывание предметов щепотью, согласованность работы обеих рук); упражнение «Копилка» (совершенствование «пинцетного захвата», складывание мелких монеток в узкое отверстие копилки). Имитационные упражнения и практические упражнения.

При обучении одеванию брюк (трусов, шорт) ребенок берет брюки за пояс двумя руками, вставляет ноги в соответствующие брючины и натягивает брюки. При одевании свитера (футболки, майки, платья) ребенок сначала просовывает голову в горловину, затем поочередно просовывает руки в рукава. После этого расправляет свитер. При одевании кофты (куртки, пиджака, пальто, рубашки, блузки) ребенок захватывает кофту за край воротника, вставляет руку в рукав и просовывает ее. Затем просовывает другую руку в другой рукав, при необходимости придерживая полу кофты.

10.Умение застегивать и расстегивать молнии, липучки, пуговицы:

Методические рекомендации:

Подготовительные упражнения: игровое упражнение «Двери закрываются» (совершенствование умения застегивать и расстегивать молнию); «Пристегни зайке ушки» (совершенствование умения застегивать молнию), «Полянка» (совершенствование умения застегивать различные виды застежек), «Ежик с фруктами» (закрепление умения застегивать застежки-липучки). Практические упражнения по формированию умения застегивать и расстегивать молнии, липучки, пуговицы.

Начинать обучение рекомендуется с застегивания «липучки»: ребенок учится накладывать одну деталь застежки на другую. Застегивая пуговицу, ребенок пальцами одной руки удерживает ее, а пальцами другой руки расширяет петлю и вставляет пуговицу в петлю. При застегивании молнии ребенку вначале предлагают застегнуть крупную молнию на макете, на одежде другого человека, стоящего рядом, на одежде, лежащей перед ним. При этом воспитатель помогает ребенку соединить две стороны молнии, вставить бегунок в молнию, а ребенок застегивает молнию до конца.

Таким образом, опыт работы отечественных и зарубежных специалистов, пересмотр отношения к «особым» детям в нашем обществе, вынесли положительный вердикт – каждый человек должен жить по-человечески, получить необходимое образование и воспитание. Для большинства детей с ОВЗ весьма значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. д.) на прямую влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости. Также, что очень важно, обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развитие речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баряева, Л. Б. Обучение сюжетно-ролевой игре с проблемами интеллектуального развития [Текст] : учебно-методическое пособие для внеклассных занятий центра коррекционной педагогики / Л. Б. Беряева, А. Зарин. – СПб: Союз, 2001. – 416 с.

2. Брайтман, Алан Дж. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам [Текст] : учебно-методическое пособие центра лечебной педагогики / Алан Дж. Брайтман, Брюс Л. Бейкер. – Москва: Теревинф, 2000. – 296 с.

3. Количенко, А. И. Энциклопедия педагогических технологий [Текст] : пособие для преподавателей / А. И. Количенко. – СПб: Каро, 2008 г. – 368 с.

4. Малер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии [Текст] : практическое пособие / А. Р. Малер. – М.: Аркти, 2005. — 176 с.

5. Моржина, Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома [Текст] : лечебно-педагогическая программа / Е. В. Моржина. – М.: Теревинф, 2006. – 40 с.

Официальный сайт ГУ ТО ТОЦРИ, © 2024. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт
https://czentr-semya.ru/ обязательна.