Методические разработки, рекомендации для родителей по формированию культурно-гигиенических навыков у детей с РАС
Подготовила: воспитатель полустационарного отделения реабилитации детей с ОВЗ (г.Новомосковск) Ермакова Т.Н.
У несовершеннолетних расстройство аутистического спектра (далее - РАС) провоцирует нарушения в развитии, которое влияет на восприятие окружающего мира. Это приводит к тому, что без помощи специалистов в области педагоги дети с РАС не могут самостоятельными и социализированными.
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания одна из важнейших задач воспитания и обучения детей с аутизмом. В то же время, несформированность данных навыков достаточно редко осознается близкими ребенка как проблема. Тот факт, что ребенка в возрасте 3-5 лет приходится кормить, полностью одевать и раздевать и т. д., часто воспринимается родителями, как нечто само разумеющееся. Отчасти это объясняется тем, что родители не задумываются, насколько умения, связанные с самообслуживанием, важны для развития ребенка, для его социальной адаптации.
Для того, чтобы процесс формирования культурно-гигиенических навыков у ребенка с РАС был успешен, необходимо четко определить с какими навыками его следует познакомить и научить:
- самостоятельно пользоваться столовыми приборами;
- самостоятельно держать чашку и пить, держа ее одной рукой;
- пользоваться салфетками и мыть руки перед и после еды;
- пользоваться туалетом;
- самостоятельно подтягивать нижнее белье;
- надевать свитера и брюки;
- раздеваться и переодеваться;
- застегивать обувь, завязывать шнурки, либо снимать обувь.
Одной из причин проблем с развитием навыков самообслуживания у детей с РАС является то, что у них отсутствуют навыки подражания и имитации действий взрослых. Потому, одой из важных задач является то, что необходимо научить ребенка повторять Ваши действия.
Занимаясь с ребенком с РАС, Вы должны четко распланировать свои действия, поступать поэтапно и без спешки. Нельзя торопить ребенка и перезагружать, это может привести к негативизму с его стороны и потере уже имеющихся навыков. Очень важно не давить на ребенка и наблюдать за его реакцией на стимулы, следить за его настроением. Также, очень важно общаться с ребенком и объяснять ему смысл всех выполненных им действий.
Помните, что для большей результативности необходимо опираться на уже имеющиеся навыки ребенка, и исходя из этого начинать занятия. Проработайте то, что дается ребенку, похвалите его – это станет позитивной мотивацией и залогом хорошего настроения ребенка. Затем усложняйте задачу в сторону развития необходимого навыка. Не забывайте поощрять ребенка и не отпугивайте его нравоучениями, если что-то не будет получаться – запаситесь терпением и продолжайте действовать по своему плану.
Методические рекомендации для развития каждого из необходимых культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания
Учим ребенка мыть руки
В первую очередь у ребенка должна закрепиться позитивная мотивация. Дети с РАС очень любят воду, потому в качестве позитивной мотивации можно использовать игры в воде.
Для того чтобы обучить ребенка мыть руки рекомендуют использовать следующие действия:
- необходимо четко разграничить процесс мытья рук для ребенка, а именно выделить основные этапы и объяснить ему их: поднять рукава, чтобы их не замочить, открыть кран, взять мыло, намылить руки, смыть мыло, выключить кран, вытереть руки полотенцем, опустить рукава;
- рекомендуется начинать обучение этому навыку с последнего этапа, а именно с вытирания рук полотенцем;
- также необходимо проговорить все действия в стихотворной форме, так они лучше запоминаются (в интернет-ресурсах Вы можете встретить множество стихов, предназначенных специально для обучения навыкам самообслуживания). Необходимо включить этот навык в режим дня ребенка.
Для того чтобы обучить ребенка чистить зубы, Вы можете использовать следующие рекомендации:
- очень важно, чтобы ребенку нравилась его зубная щетка, она должна быть мягкая и приятная на ощупь;
- изначально начните демонстрировать ему все действия без зубной пасты;
- выполняйте движения, держа руку ребенка и комментируя детально их суть и последовательность;
- проделывайте процедуру, объясняя даже малейшие детали; - делайте так около трех месяцев, ежедневно;
- когда увидите, что ребенок способствует процедуре, позвольте ему делать ее самостоятельно, убрав руку, но продолжайте давать словесные указания.
Учим ребенка навыкам самостоятельного раздевания и одевания.
Ребенок сначала учится снимать одежду, которую можно просто стянуть с себя вниз, освобождается от ботинок, шнурки которых уже развязаны, затем можно переходить к обучению приемам раздевания с помощью более сложных движений. Так, взрослый помогает ребенку вытаскивать руки из рукавов,остальное ребенок снимает сам.
Прежде чем просить ребенка надевать брючки самостоятельно, вы можете попросить его потренироваться на куклах или игрушках. Когда ребенок усвоит движения, которые для этого необходимо сделать, переходите на обучение этому навыку, непосредственно на нем. В некоторых случаях рекомендуют использовать сенсорные игрушки с резинками и завязками, для того, чтобы ребенок мог привыкнуть к таким предметам и научился ими управляться и манипулировать. Затем следует выработать у ребенка цепочку поведения для выполнения этого действия. Повторять цепочку нужно в среднем 5 раз, для отработки автоматизации навыка.
Надо постараться, чтобы ребенок осознал момент достижения цели, почувствовал успех, тогда у него появится стремление к самостоятельности.
Учим ребенка застегивать ботинки
Для обучения этому виду деятельности рекомендуют использовать различные тактильные тренажеры. Это могут быть тренажеры с липучками, шнуровкой, змейками. Ребенок должен прочувствовать все возможные варианты барьеров и изучить их. Это подготовительный этап. Проводя его в контексте игры, вы можете выработать у ребенка позитивную мотивацию и заинтересованность в этом навыке. Очень важно давать ему последовательную вербальную установку – инструктаж.
Необходимо ввести такие занятия в режим дня ребенка и довести выполнение действия до автоматизации, в таком случае ребенок приобретает новый навык.
Прививаем ребенку навыки самостоятельного приема пищи
В первую очередь, необходимо приучить ребенка кушать исключительно за столом. Для этого ежедневно сажайте ребенка на одно, и тоже место и обязательно сами садитесь рядом, что бы ребенок мог привыкнуть к месту.
Для того чтобы ребенок научился есть за столом, он не должен есть вне стола. Не нужно кормить его или угощать сладостями во время игры, тогда он просто не будет понимать надобности и точного назначения обеденного стола.
Существует риск того, что ребенок будет бросаться едой за столом и использовать предметы не по назначению. Для этого рекомендуют использовать упражнение по удержанию предметов в руке ребенка. Когда ребенок возьмет ложку, возьмите его руку с ложкой и удерживайте несколько секунд, чтобы он привык, после начните его кормить, пока не увидите, что он готов есть самостоятельно. Тогда отпустите его руку. В некоторых случаях рекомендуют проводить упражнения, имитирующие процесс захватывания еды ложкой.
Учим вытирать рот салфеткой.
Показывайте на своем примере как нужно делать это правильно, какие должны быть движение, и какой результат. Направляйте ребенка. Используйте зеркала – ребенок должен видеть, как он выглядит до того, как вытер рот салфеткой и после.
Для реализации развития этого навыка рекомендуют использовать игровое обучение.
Рекомендуют использовать следующие игры: имитация чаепития, имитация приготовления еды, имитация обеда. При этом должно быть детальное описание процесса. Помните, что навык нужно довести до автоматизма, а имитационные игры должны соответствовать тем моментам, после которых нужно сделать это действие.
Приучаем ребенка к туалету
Откажитесь от памперсов в домашней обстановке. Приучите ходить в туалет во время определённых моментов, например, перед сном или после пробуждения;
- понаблюдайте, как часто ребенок ходит в туалет, и составьте примерный график «за пол часа до» и в это время водите его в туалет. Наблюдать нужно не менее чем три недели, не меньше – это очень важно для начала, не нужно заставлять ребенка сидеть на горшке или унитазе долго – он должен сидеть чуть меньше, чем вообще может усидеть на одном месте;
- важно, чтобы ребенок не вставал самостоятельно, а тогда, когда его просит взрослый;
- придумайте какие-либо поощрения и не забывайте хвалить ребенка за его послушания.
Необходимо понимать, что в основе успешного привития навыков, имеет место настойчивость и упорство. В первую очередь, следует ориентировать ребенка на попытки имитации поведения взрослого, для этого следует придерживаться следующих рекомендаций:
➢ Объясняйте ребенку необходимую информацию только тогда, когда видите, что он ориентирован на Вас и у Вас есть контакт, иными словами – когда ребенок обращает на Вас внимание.
➢ Всё, что Вы объясняете, должно звучать медленно, четко, и ясно, теми словами, которые ребенок понимает и на которые реагирует. Вам придется повторять информацию много раз, прежде чем ребенок ее усвоит.
➢ Если Вы что-то просите, то указание данное ребенку должно быть кратким, простым и ясным.
➢ Если Вы просите ребенка совершить какое-либо действие, Вы всегда должны демонстрировать, то, что Вы у него просите. Например, если Вы просите ребенка поднять одну из игрушек, проговаривая это, Вы должны поднять одну из игрушек. Действия должны быть наглядными.
➢ Выполняйте все бытовые дела ребенка с ним на пару, иными словами, застегивая ему курточку, берите его руки и поддерживая своими руками показывайте, что Вы застегиваете ее вместе.
➢ Хвалите ребенка и поощряйте за выполненные им действия.
➢ Когда Вы заметите, что ребенок свободно выполняет действия вместе с Вами, постепенно отпускайте его руки, что бы он учился выполнять действие самостоятельно, не забывайте подбадривать его.
➢ Не кричите на ребенка и не применяйте силу – очень важно дать понять ребенку с РАС, что мир вокруг не так плох и враждебен и что есть те, кто способен его поддержать.
Основой воспитания и закрепления навыков служит эмоциональный контакт с ребенком, внимание к его индивидуальным особенностям и возможностям, понимание его интересов и страхов. Необходимо дозировать нагрузку, приспосабливая ее к его внутреннему ритму.
Таким образом, привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с РАС, является одной из важных задач воспитания, так как идет непростое усвоение правил, а чрезвычайно важный процесс социализации, адаптации, «вхождения» в мир сверстников и взрослых.
Приложение
Упражнение «Дай, что я попрошу»
На столе лежат три предмета: расческа, полотенце, мыло. Взрослый мимикой показывает ребенку, что ему нужен один из них. Например, чтобы попросить расческу, он имитирует вытирание лица, рук. Затем спрашивает малыша: «Что потребовалось мне?» и повторяет движение, показывая на предметы, привлекая внимание ребенка. Если ребенок не реагирует, то взрослый еще раз повторяет движение и говорит: «Дай мне расческу». Если ребенок не говорит, то помогает ему его же руками.
Упражнение «Сними носки»
Для занятия нужен большой мужской носок и пластмассовая бутылка с крышкой. В бутылку (с широким горлышком) кладут вознаграждение (конфету, орех). Ребенок наблюдает за действиями взрослого. На бутылку сверху легонько натягивают носок. Взяв ребенка за руку, помогают ему снять носок с бутылки, а затем достать из нее вознаграждение. Повторяют столько раз, пока ребенок сам не овладеет этим действием. Затем надевают на ногу малышу большой носок, подтянув его вверх, чтобы ребенок мог дотянуться и снять носок с ноги. После многократных повторений одевают малышу его носочки. Сначала носки снимают с бутылки, потом с ноги ребенка.
Упражнение «Сними штанишки»
Последовательно ребенка обучают:
– сначала снимать спущенную взрослым штанину с одной ноги от щиколотки (сидя);
– потом снимать штанины с обеих ног от щиколотки (сидя);
– после этого спускать штаны вниз от колен (сидя);
– затем спускать штаны вниз от середины бедра (стоя);
– спускать штаны вниз от поясницы (стоя);
– снимать штаны вниз от талии (стоя).
После того, как ребенок научился сам спускать свои штанишки, его учат самостоятельно надевать их.
Упражнение «Расстегни молнию»
Расстегивать молнию ребенка учат следующим образом: взрослый обращает внимание малыша на наличие язычка у замка молнии. Затем его пальцами (большим и указательным), находящимися в руке взрослого, замок молнии спускается до основания.
На заключительном этапе обучения ребенок должен самостоятельно находить язычок, спускать замок молнии до основания.
Обучение застегиванию молнии проходит проще после того, как ребенок научился расстегивать её.
Упражнение «Застегни кнопки»
Застегиванию кнопок обучают ребенка, начиная с очень крупных кнопок. Кнопки должны быть не очень тугие, чтобы малыш смог их застегнуть. Сначала взрослый сам совмещает две части кнопки так, чтобы ребенку осталось только прижать их друг к другу. Затем его тренируют в совмещении двух частей кнопки и в умении прижать их друг к другу, не забывая постоянно хвалить и вознаграждать за успех.
Упражнение «Надень курточку».
В возрасте двух-трех лет ребенка обучают надевать курточку, не застегивая ее на пуговицы или молнию. Одевая малыша на прогулку, взрослый вдевает левую руку ребенка в левый рукав, а правый рукав набрасывает на правое плечо и говорит: «Саша, надень курточку». Затем вдевается правая рука в рукав. Ребенка благодарят за соучастие. Повторяется это до тех пор, пока малыш не будет сам вдевать руку в рукав, когда другая рука находится в своем рукаве. Затем, переходя ко второму действию, показывают, как нужно держать куртку раскрытой и всовывать руку в нужный рукав. Далее накидывают рукав на плечо малыша, и он продолжает надевать курточку, как умеет. Взрослый не спешит накидывать на плечо малыша рукав курточки, чтобы тот сам попытался найти его. Важно каждый раз напоминать: «Саша, надень курточку». Нужны многократные тренировки, пока ребенок научится держать курточку в нужном положении. Все усилия и успехи малыша поощряются словами.
Упражнение «Ухаживаем за обувью»
С пяти-шести лет ребенка учат следить за чистотой одежды и обуви. Вначале ребенок наблюдает за взрослым, затем выполняет простые действия самостоятельно. Эти упражнения проводятся тогда, когда ребенок сыт, спокоен, в хорошем настроении. Постелив газету на пол, взрослый очищает сухой щеткой песок и пыль с верхней и нижней части ботинок. Стряхивает песок в ведро, а газету заменяет чистой. Малыш наблюдает за этими действиями взрослого, сидя на стульчике. По просьбе взрослого он может помогать ему, подавая обувь, газеты, чистую щетку и т.д. Затем, намочив специальную салфетку или поролоновую губку в чистой воде и хорошо отжав ее, взрослый показывает, как надо вытирать обувь: сначала – верхнюю часть обуви, затем – подошву. После того, как обувь высохнет, смазать ее кремом. Через некоторое время обувь натирается сухой щеткой до блеска.
Упражнение «Держи ложку»
Пальцы ребенка располагают на ручке ложки так, чтобы он охватил ее сверху всей рукой. Взрослый поддерживает кулачок, побуждая малыша удержать ложку самостоятельно несколько секунд.
Упражнение «Возьми сам»
Сесть за стол напротив ребенка и поставить между собой и ребенком два блюдца с расстоянием между ними приблизительно 15см. Поднять вверх кусочек кекса и сказать: «Катенька, смотри!» – и повертеть кексом перед ее глазами. Когда ребенок заметит кекс, положите его на одно из блюдец. Если малыш не сразу возьмет его, следует сказать: «Катенька, возьми кекс» – и указать на блюдце. Если ребенок все еще не реагирует, то внимание его привлекается к взрослому, и его рука кладется на кекс. Повторяется это до тех пор, пока малыш не начнет наблюдать за рукой взрослого и не заметит, куда положен кекс, и возьмет его без всякой помощи.