«К школе готов! Профилактика дисграфии у дошкольников»
В последние годы значительно возросло количество детей, сталкивающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Одна из самых актуальных проблем – это нарушение письма – ДИСГРАФИЯ.
Решением проблем дисграфии у детей является ее профилактика. Самый эффективный метод – использование дидактической игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника.Развитие внимания, памяти и мелкой моторики – главные составляющие работы по профилактике дисграфии. Помимо развития сенсорных эталонов и развития навыков ориентировки в пространстве, необходимо развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
Для этого дошкольникам 5-6-летнего возраста в игровой форме можно предложить следующие задания:
- сложить картинку из 2-4-6-8 частей;
- выложить фигуры из палочек по образцу и по памяти;
- виды зрительных диктантов (запомнить кол-во и последовательность);
- найти ранее предъявляемые картинки;
- воспроизведение предложенных движений в заданной последовательности;
- работа с клеточной бумагой и точками и т.д.
Задания для детей, знающих буквы: (найти отличие и сходство; составить буквы из элементов из узнаваемого на ощупь материала; конструирование букв; лепка букв из пластилина).
Игры для профилактики дисграфии:
1. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
2. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
3. Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова)
4. Назвать гласные в слове.
5. Записать только гласные данного слова.
6. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.
7. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
8. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.
9. Записать слова в два столбика (разложить картинки на 2 группы) в зависимости от количества слогов.
10. Выделить первый слог из названий картинок, записать его.
11. Объединить слоги в слове, предложение, прочитать полученное слово или предложение, (например: ―улей‖, ―домик‖, ―машина‖, ―луна‖, ―жаба‖). После выделения первых слогов получается предложение: У дома лужа.
12. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки: __буз, ут__, лод__, ка__, ка__даш.
13. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цын, лас, точ, лес, ка).
14. Найти в предложении слова с определѐнным количеством слогов.
Данные упражнения вполне подходят для выполнения детьми дошкольного возраста:
1. Возьмите с ребенком книгу, с которой он еще не знаком. Желательно, чтобы текст был напечатан средним шрифтом, а также был немного скучным, чтобы внимание ребенка не отвлекалось на содержание. Дайте задание найти и подчеркнуть в тексте конкретную букву, например С или П, О или А и т.д.
2. Немного усложните задание: пусть ребенок ищет конкретную букву и подчеркивает ее, а букву, следующую за ней, – обводит или зачеркивает.
3. Предложите ребенку отмечать схожие парные буквы, такие как Л/М, Р/П, Т/П, Б/Д, У/Ю, А/У, Д/Г и т.д.
4. Продиктуйте ребенку небольшой отрывок текста. Его задача – писать и проговаривать вслух все, что он пишет, именно так, как это пишется. При этом, нужно подчеркивать слабые доли – те звуки, которым не уделяется внимания при произношении, к примеру, мы говорим: «на стАле тАит чашка с мАлАком», а пишем: «на стОле стОит чашка с мОлОком». Вот именно эти доли ребенок должен подчеркнуть. Это же касается дописывания и четкого проговаривания окончаний слов.
5. Упражнение для развития внимания и крупной моторики – движений тела, рук и ног. Суть состоит в том, что ребенок проводит ручкой или карандашом непрерывную линию, не меняя положения руки и листа. Лучше всего для этого подходят специальные сборники рисунков, узловые точки которых отмечены порядковыми номерами для соединения.
6. Объясните ребенку отличия между твердыми и мягкими, глухими и звонкими звуками. Затем дайте задание подбирать слова на каждый из звуков и делайте вместе с ним анализ слов: из каких букв, слогов и звуков они состоят. Для удобства и наглядности можно использовать различные предметы.
7. Тренируйте почерк ребенка. Для этого полезно использовать тетрадь в клеточку, чтобы ребенок писал слова, размещая буквы в отдельных клетках. Следите за тем, чтобы буквы полностью заполняли пространство клеток.
Таким образом, эти простые игры и упражнения позволяют научить «руку слышать глаз». Данные задания выявляют волевую готовность ребенка к школе, его работоспособность, формируют произвольное внимание при помощи определенных средств.
Желаем Вам хороших оценок!
логопед полустационарного отделения реабилитации детей с ОВЗ (г.Новомосковск)
Ангелина Ковтун, тел.: +7(48762) 3-96-38