vk  
Обычная версия Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Государственное учреждение Тульской области    
"Тульский областной центр реабилитации инвалидов"
г. Тула,
ул. Пузакова, д. 36
trubka (4872) 34-29-85
 
г. Тула,
ул. Калинина, д. 20, к. 3
trubka (4872) 50-73-55
 
г. Тула,
ул. Макаренко, д. 9
trubka (4872) 24-24-85
 
г. Новомосковск,
ул. Бережного, д. 15
trubka (48762) 6-69-84
 
г. Донской, мкр. Центральный,
ул. Советская, д. 14
trubka (48746) 5-48-53
 
г. Кимовск,
ул. Толстого, д. 18
trubka (48735) 5-70-29
 
 
г. Тула,
ул. Агеева, д. 20В
trubka (4872) 50-73-55
 
 
email tocrebinv@tularegion.org
trubkaЗапись на прием  по телефону:
                     в г.Туле, ул. Пузакова, д. 36 (4872) 47-66-77
                              в г.Туле, ул. Калинина, д. 20, к. 3 (4872) 40-85-41
в г.Новомосковске (48762) 3-47-18
               в г.Донском по телефону (48746) 5-48-53
                в г.Кимовске по телефону (48735) 5-70-29
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен
«Дети с РАС – шаг навстречу. Советы родителям»

«Дети с аутизмом очень чувствительны,

они заметят всё, даже ваше к ним отношение»

Тревор Пацелли

Что такое аутизм?

Аутизм – это нарушение развития, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека.

Расстройство аутистического спектра (РАС) включают в себя такие понятия, как: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Канера, синдром Аспергера.

Как себя ощущает ребёнок с аутизмом (РАС)?

РАС - это нарушенное восприятие внешних стимулов, из-за которого человек не успевает соединять и анализировать всё то, что он видит, слышит и чувствует. Такое восприятие заставляет ребёнка обострённо реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие, приводит к трудностям в общении с людьми, формирует устойчивые бытовые привычки, затрудняет адаптацию к новым условиям, мешает обучаться наравне со сверстниками.

 

Наиболее страдает развитие социального аспекта: дети погружены в свой внутренний мир и неохотно идут на контакт с окружающими, не умеют выражать свои эмоции, часто устраивают истерики, проявляют агрессию, направленную на себя или других. В государственном учреждении Тульской области «Тульский областной центр реабилитации инвалидов» на базе полустационарного отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (г.Новомосковск, ул. Бережного, д.15) предоставляют социально - педагогическую помощь детям-инвалидам и детям с ОВЗ, в том числе с РАС. Педагоги Центра проводят развивающие занятия, направленные на установление зрительного и эмоционального контактов, используют приёмы и методы, способствующие развитию коммуникативных навыков, повышению интереса к общению. Цель занятий: адаптация детей в обществе.

1710182271544

Есть несколько основных способов для развития коммуникативных навыков детей с РАС: - использование зеркала эффективно влияет на установление зрительного и эмоционального контакта, через него ребенку легче вступить в коммуникацию; - сенсорные игры, основная цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения. Они могут быть самые разные: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые. Получение новых ощущений значимо для ребенка. Если удается связать приятное переживание, которое возникает у аутичного ребенка при получении нового сенсорного ощущения, с образом конкретного человека, он проникается доверием к взрослому и взаимодействует с ним.

1710344160330(1)

 Это могут быть игры с мыльными пузырями, крупами, пальчиковый театр и др., применяемые на занятиях.

Рекомендации родителям для социальной адаптации детей с РАС.

Каждый день ребенок должен в одно и то же время:

вставать и ложиться спать;

завтракать, обедать и ужинать;

гулять на улице.

Разработайте расписание дня.

Будьте последовательны

Если педагог устанавливает для ребенка определенные правила, четко придерживайтесь их. Например, чтобы остановить ребенка, хлопните в ладоши или возьмите за руку. Этого должны придерживаться все члены семьи.

Учите подражать

У детей с РАС нарушен элемент подражания, поэтому им сложно играть в куклы, варить «кашу». Необходимо медленно, но уверенно учить его подражать. Например, делая «домики» из песка, уделите каждому этапу день-два. Сегодня – набираем песок в форму, завтра – переворачиваем ее и т.д.

Занимайтесь с ребенком активными видами деятельности

Активные физические упражнения способствуют снятию напряжения, улучшают координацию движений и развивают саморегуляцию. Дома вы можете практиковать различные прыжки: на одной ноге, через скакалку, играть в игру «Покажи часть тела» (левое ухо, правую ногу и т.д), можно приседать, кружиться, танцевать. Это не только укрепляет здоровье, но и помогает ребёнку осознавать расположение своего тела, способность знать основные его части, определять правую и левую стороны.1710344186928(1).jpg

Научитесь отказывать

Приучайте ребенка к словам «нет», «нельзя». Произносите «нельзя» серьёзно. Эффективность сказанного будет зависеть от интонации, измените тон, добавьте жесты рукой «стоп». Если ребенок игнорирует ваши слова и жесты, попробуйте прижать его сзади к себе на 3-5 секунд, переключите внимание на то, что нравится. Иначе малыш не поймет, что некоторые его поступки противоречат правилам поведения (он будет толкать детей на площадке, громко кричать и т. д.).Уча ребенка правилам, что можно делать, а что нет, вы облегчаете ему жизнь среди сверстников и взрослых, даёте возможность посещать досуговые места, вести активный образ жизни, т.е социализируя в общество.

Не допускайте манипулирования детьми взрослых Дети с РАС быстро учатся хитрить и манипулировать, а вседозволенность мешает им развиваться. Поэтому, старайтесь не выполнять за них то, что они уже умеют. Например, используйте технику испорченной пластинки («..возьми ложку и начинай кушать, возьми ложку и начинай кушать возьми ложку и начинай кушать…»). Данную технику можно применять и при отказе в просьбе самостоятельно ребенком одеться, обуться, убрать игрушки.

Находите альтернативы при поведенческих нарушениях

Детям с РАС свойственна самоагрессия, когда ребенок начинает себя кусать, быстро берите его руку, и отводите ее вниз, говоря: «Руку вниз!», требуйте, чтобы ребенок Вам подражал. Когда он начинает подражать, скажите: «Я помогу тебе» или «Я дам тебе игрушку». Дайте ему то, что он любит, чтобы подкрепить свои слова действиями.

Помогайте развивать самоконтроль

Например, ребенок громко кричит в ответ на звуки, которые слышит в магазине или другом общественном месте. Определите, какие стимулы (звуки, шум, раздражитель) вызывают это нежелательное поведение ребенка. Если его раздражают звуки – перед входом используйте специальные наушники, заглушающие посторонние шумы. Определите подкрепления (поощрения), которые приятны ребенку и подкрепления за «исправление» поведения, за способность реагировать альтернативным образом (это могут быть игрушки или какая-то приятная деятельность, которой ребенок может заняться потом). Стоит отнестись к воспитанию особого ребенка, как к поводу мобилизовать свои ресурсы, объединить членов семьи и ближайшее окружение, чтобы понять и принять ситуацию, помочь ребёнку в освоении социально-бытовых навыков, обучить его способам построения коммуникации со взрослыми и сверстниками, приложить максимум усилий, чтобы достичь главной цели – адаптироваться в обществе.

Подготовила: учитель-дефектолог полустационарного отделения реабилитации

детей с ограниченными возможностями здоровья (г.Новомосковск)

Наталья Дятлова телефон +7(48762) 3-96-38

Официальный сайт ГУ ТО ТОЦРИ, © 2024. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт
https://czentr-semya.ru/ обязательна.