«Дети с РАС – шаг навстречу. Советы родителям»
«Дети с аутизмом очень чувствительны,
они заметят всё, даже ваше к ним отношение»
Тревор Пацелли
Что такое аутизм?
Аутизм – это нарушение развития, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека.
Расстройство аутистического спектра (РАС) включают в себя такие понятия, как: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Канера, синдром Аспергера.
Как себя ощущает ребёнок с аутизмом (РАС)?
РАС - это нарушенное восприятие внешних стимулов, из-за которого человек не успевает соединять и анализировать всё то, что он видит, слышит и чувствует. Такое восприятие заставляет ребёнка обострённо реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие, приводит к трудностям в общении с людьми, формирует устойчивые бытовые привычки, затрудняет адаптацию к новым условиям, мешает обучаться наравне со сверстниками.
Наиболее страдает развитие социального аспекта: дети погружены в свой внутренний мир и неохотно идут на контакт с окружающими, не умеют выражать свои эмоции, часто устраивают истерики, проявляют агрессию, направленную на себя или других. В государственном учреждении Тульской области «Тульский областной центр реабилитации инвалидов» на базе полустационарного отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (г.Новомосковск, ул. Бережного, д.15) предоставляют социально - педагогическую помощь детям-инвалидам и детям с ОВЗ, в том числе с РАС. Педагоги Центра проводят развивающие занятия, направленные на установление зрительного и эмоционального контактов, используют приёмы и методы, способствующие развитию коммуникативных навыков, повышению интереса к общению. Цель занятий: адаптация детей в обществе.
Есть несколько основных способов для развития коммуникативных навыков детей с РАС: - использование зеркала эффективно влияет на установление зрительного и эмоционального контакта, через него ребенку легче вступить в коммуникацию; - сенсорные игры, основная цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения. Они могут быть самые разные: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые. Получение новых ощущений значимо для ребенка. Если удается связать приятное переживание, которое возникает у аутичного ребенка при получении нового сенсорного ощущения, с образом конкретного человека, он проникается доверием к взрослому и взаимодействует с ним.
Это могут быть игры с мыльными пузырями, крупами, пальчиковый театр и др., применяемые на занятиях.
Рекомендации родителям для социальной адаптации детей с РАС.
Каждый день ребенок должен в одно и то же время:
вставать и ложиться спать;
завтракать, обедать и ужинать;
гулять на улице.
Разработайте расписание дня.
Будьте последовательны
Если педагог устанавливает для ребенка определенные правила, четко придерживайтесь их. Например, чтобы остановить ребенка, хлопните в ладоши или возьмите за руку. Этого должны придерживаться все члены семьи.
Учите подражать
У детей с РАС нарушен элемент подражания, поэтому им сложно играть в куклы, варить «кашу». Необходимо медленно, но уверенно учить его подражать. Например, делая «домики» из песка, уделите каждому этапу день-два. Сегодня – набираем песок в форму, завтра – переворачиваем ее и т.д.
Занимайтесь с ребенком активными видами деятельности
Активные физические упражнения способствуют снятию напряжения, улучшают координацию движений и развивают саморегуляцию. Дома вы можете практиковать различные прыжки: на одной ноге, через скакалку, играть в игру «Покажи часть тела» (левое ухо, правую ногу и т.д), можно приседать, кружиться, танцевать. Это не только укрепляет здоровье, но и помогает ребёнку осознавать расположение своего тела, способность знать основные его части, определять правую и левую стороны.
Научитесь отказывать
Приучайте ребенка к словам «нет», «нельзя». Произносите «нельзя» серьёзно. Эффективность сказанного будет зависеть от интонации, измените тон, добавьте жесты рукой «стоп». Если ребенок игнорирует ваши слова и жесты, попробуйте прижать его сзади к себе на 3-5 секунд, переключите внимание на то, что нравится. Иначе малыш не поймет, что некоторые его поступки противоречат правилам поведения (он будет толкать детей на площадке, громко кричать и т. д.).Уча ребенка правилам, что можно делать, а что нет, вы облегчаете ему жизнь среди сверстников и взрослых, даёте возможность посещать досуговые места, вести активный образ жизни, т.е социализируя в общество.
Не допускайте манипулирования детьми взрослых Дети с РАС быстро учатся хитрить и манипулировать, а вседозволенность мешает им развиваться. Поэтому, старайтесь не выполнять за них то, что они уже умеют. Например, используйте технику испорченной пластинки («..возьми ложку и начинай кушать, возьми ложку и начинай кушать возьми ложку и начинай кушать…»). Данную технику можно применять и при отказе в просьбе самостоятельно ребенком одеться, обуться, убрать игрушки.
Находите альтернативы при поведенческих нарушениях
Детям с РАС свойственна самоагрессия, когда ребенок начинает себя кусать, быстро берите его руку, и отводите ее вниз, говоря: «Руку вниз!», требуйте, чтобы ребенок Вам подражал. Когда он начинает подражать, скажите: «Я помогу тебе» или «Я дам тебе игрушку». Дайте ему то, что он любит, чтобы подкрепить свои слова действиями.
Помогайте развивать самоконтроль
Например, ребенок громко кричит в ответ на звуки, которые слышит в магазине или другом общественном месте. Определите, какие стимулы (звуки, шум, раздражитель) вызывают это нежелательное поведение ребенка. Если его раздражают звуки – перед входом используйте специальные наушники, заглушающие посторонние шумы. Определите подкрепления (поощрения), которые приятны ребенку и подкрепления за «исправление» поведения, за способность реагировать альтернативным образом (это могут быть игрушки или какая-то приятная деятельность, которой ребенок может заняться потом). Стоит отнестись к воспитанию особого ребенка, как к поводу мобилизовать свои ресурсы, объединить членов семьи и ближайшее окружение, чтобы понять и принять ситуацию, помочь ребёнку в освоении социально-бытовых навыков, обучить его способам построения коммуникации со взрослыми и сверстниками, приложить максимум усилий, чтобы достичь главной цели – адаптироваться в обществе.
Подготовила: учитель-дефектолог полустационарного отделения реабилитации
детей с ограниченными возможностями здоровья (г.Новомосковск)
Наталья Дятлова телефон +7(48762) 3-96-38