«Лепка из соленого теста, как способ развития творческой активности детей дошкольного возраста»
«Комочек соленого теста – лепить из него интересно!
Комочек из теста мягкий, на ощупь приятный и гладкий.
Лежит у меня на ладошке, смотрю на него и гадаю,
Слепить из него что - не знаю...
Комочек помяла немножко, слеплю ему ручки и ножки,
Слеплю ему ушки и глазки, и вместе отправимся в сказку!»
И. Ю. Глебова
Мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью овладевает им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывает творческие способности.
Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности.
Целенаправленное эстетическое развитие, начатое в раннем возрасте, способно помочь малышу раскрыть себя наиболее полно, познать красоту во всех ее аспектах, создать условия для динамики творческого роста ребенка.
Изобразительной деятельностью, в которой ребенок может максимально проявить творчество и фантазию, является лепка. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности.
Соленое тесто – уникальный материал для творчества, представляющий собой пластичный и очень податливый материал из муки, соли и воды. В отличие от других материалов оно более пластично и приятно на ощупь. Отличительной особенностью при работе с солёным тестом, является то, что лепку можно совместить с рисованием, раскрашивая готовое изделие любыми красками. А возможность добавления пищевых красителей на этапе изготовления теста, позволяет создать материал с широкой цветовой палитрой.
Положительно оценивают работу с тестом медики и психологи. По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Неоценимую помощь занятия могут оказать детям с задержкой психического развития. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека.
Также важны и полезны и игры с тестом детям с пониженным или повышенным тонусом рук (они нормализуют тонус). Работа по лепке из теста комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста имеет массу преимуществ:
1. Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
2. Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
3. Синхронизирует работу обеих рук;
4. Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
5. Развивает творчество ребенка.
Развитие творческих способностей – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способно чувствовать, воспринимать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Именно лепка имеет уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка его интеллектуальных и творческих задатков.
С 2015 года в государственном учреждении Тульской области «Тульский областной центр реабилитации инвалидов» (ранее — ГУ ТО СРЦН № 3), на базе полустационарного отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (г.Новомосковск, ул. Бережного, д.15), организована работа групп кратковременного пребывания по адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством организации и проведения познавательно-развивающих, индивидуальных и групповых занятий обучение несовершеннолетних навыкам самообслуживания, поведения, самоконтроля, общения в среде сверстников и разновозрастной среде.
В группах кратковременного пребывания созданы условия для оказания систематической социальной психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями психофизического развития, их социальной адаптации, развития коммуникативных навыков и умений, создание условий, обеспечивающих познавательно-речевое, социально-личностное и физическое развитие воспитанников.
Задача групповых занятий помочь ребенку адаптироваться в жизни, чувствовать себя полноценным членом общества, развивать пассивную и активную речь, раскрыть творческие способности, привить эстетический вкус. Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы художественно - эстетического освоения мира, в частности лепка и роспись. Воспитателем подготовлена рабочая программа «Волшебный мир лепки и росписи», которая используется при проведении групповых занятий.
Актуальность творческих занятий в группе кратковременного пребывания обусловлена тем, что лепка воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное. Занятия лепкой и росписью требуют от детей затраты дополнительных физических усилий как при подготовке пластического материала к работе, так и непосредственно при выполнении изделия. Это даёт возможность укрепить мышечную систему рук, развивать координацию движений, осуществлять коррекцию физических недостатков, имеющихся у определённой группы детей. Кроме того, она влияет на мелкую моторику, т. е. при работе с тестом массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребёнка.
Если вместе с ребенком будут заниматься его мама или папа, то творчество превратится в приятное и полезное общение родителей с ребенком. Совместная творческая деятельность, как любой грамотно спланированный совместный труд, позволяет установить более доверительные отношения между родителями и детьми. В процесс лепки из соленого теста можно включать воспитательные, обучающие, развивающие элементы.
Подготовила:
воспитатель полустационарного отделения реабилитации
детей с ограниченными возможностями здоровья (г.Новомосковск)
Лира Шегай
телефон +7(48762) 3-96-38