vk  
Обычная версия Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Государственное учреждение Тульской области    
"Тульский областной центр реабилитации инвалидов"
г. Тула,
ул. Пузакова, д. 36
trubka (4872) 34-29-85
 
г. Тула,
ул. Калинина, д. 20, к. 3
trubka (4872) 50-73-55
 
г. Тула,
ул. Макаренко, д. 9
trubka (4872) 24-24-85
 
г. Новомосковск,
ул. Бережного, д. 15
trubka (48762) 6-69-84
 
г. Донской, мкр. Центральный,
ул. Советская, д. 14
trubka (48746) 5-48-53
 
г. Кимовск,
ул. Толстого, д. 18
trubka (48735) 5-70-29
 
 
г. Тула,
ул. Агеева, д. 20В
trubka (4872) 50-73-55
 
 
email tocrebinv@tularegion.org
trubkaЗапись на прием  по телефону:
                     в г.Туле, ул. Пузакова, д. 36 (4872) 47-66-77
                              в г.Туле, ул. Калинина, д. 20, к. 3 (4872) 40-85-41
в г.Новомосковске (48762) 3-47-18
               в г.Донском по телефону (48746) 5-48-53
                в г.Кимовске по телефону (48735) 5-70-29
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

 

«Формирование социально бытовых навыков у детей с расстройством аутистического спектра»

За последние несколько лет количество детей с аутизмом неуклонно растет и вместе с этой тенденцией в настоящее время все чаще обсуждается вопрос, как формировать навыки самообслуживания у детей с РАС.

В связи с этим возникает вопрос о том, как помочь этим детям, ведь количество детей, нуждающихся в социально-бытовой адаптации увеличивается, а методических пособий, документации и учреждений остается на прежнем уровне.

Навык - это компонент действия человека, который он выполняет сознательно, который вырабатывается в процессе его выполнения. Самообслуживание - умение обслуживать самого себя, удовлетворять свои бытовые потребности собственными силами.

Так как навыки самообслуживания - это действия, направленные на самого себя, то у детей этот процесс связан с одеванием, раздеванием, приемом пищи и соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытье рук и т.п.).

Особенности психического развития у детей с РАС обуславливают трудности в организации их поведения и особенно формировании навыков самообслуживания. Сложность обучения таких детей социально-бытовым навыкам в большей степени связана с нарушениями контакта, трудностью произвольного сосредоточения и страхами. Таким деткам необходимо научиться жить и обслуживать себя самостоятельно. У этой категории детей данная область навыков не формируется по подражанию или прошедшему опыту, поэтому у общества возникает масса противоречий, так как ожидания семей, в которых есть дети с РАС, совершенно не соответствуют действительности.  

В полустационарном отделение реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья государственного учреждения Тульской области «Тульский областной центра реабилитации инвалидов» г.Донской  процесс формирования и развития навыков бытового труда осуществляется на занятиях по социально-бытовой подготовке.

Процесс разделен на 3 этапа:

·     Развитие моторики и координации движений, формирование простейших навыков бытового труда.

·     Непосредственно  развитие навыков бытового труда.

·     Совершенствование навыков бытового труда – ориентирование на дальнейшую трудовую деятельность.

На каждом этапе процесс овладения практическими навыками предусматривает:

1. Выполнение отдельных трудовых действий с помощью педагога;

2. Выполнение серии трудовых действий совместно с педагогом;

3. Самостоятельное или относительно самостоятельное последовательное выполнение серии трудовых действий с опорой на план-схему и инструкции педагога.

 Ребенок с РАС сначала получает опыт комфортного общения, и только потом, добившись привязанности, создав некоторый кредит доверия, мы в своей работе постепенно развиваем более сложные формы взаимодействия. Привить ребенку навыки самообслуживания – значит, научить его есть, умываться, одеваться и раздеваться, по возможности пользоваться расческой, мылом, зубной щеткой, туалетной бумагой. Для таких детей очень важно постоянно обговаривать с ребенком все действия. Поэтому мы максимально ограничиваем свою речь во время действий, которые должны в дальнейшем стать самостоятельными. В то же время, перед началом мы обязательно напоминаем ребенку, что он будет сейчас делать, а в конце подчеркиваем его достижения (Миша,  молодец, сам одел кофту).

При обучении навыка  мы, как педагоги знаем, что наша речь должна быть четкой и краткой. Мы тщательно продумываем фразы, сопровождающие действия, которые будут повторяться раз за разом.

Сложность формированию навыков ещё и состоит в том, что у детей с РАС нет мотивации к овладению социальными навыками, они не понимают, зачем одеваться, если ему и раздетому не плохо и даже лучше, чем в одежде, зачем нужно мыться, зачем есть ложкой, он наестся и руками, в результате всё равно сыт будет. И, как правило, отсутствие мотивации делает обучение трудным и медленным.

Чтобы освоить один конкретный навык – требуется сотня повторений. Серьезная проблема для ребенка – научиться самостоятельно одеваться. Конечно, родителям гораздо проще сделать это самим, чем многократно показывать одни и те же действия, не видя при этом никакого результата. Тем не менее, мы советуем родителям быть терпеливыми, систематически проводить эту работу, не менять порядок ее выполнения. Вначале, поощряя малейшее самостоятельное движение ребенка, помогая ему правильно держать ногу, чтобы надеть колготки, поднять руки, когда с него снимают кофточку, вместе с ним снимать заранее расшнурованные ботинки. Таким образом, действие формируется совместное. Это важнейший этап первоначального обучения. Позднее, по мере овладения элементарными умениями, ребенок будет выполнять многие действия самостоятельно.

Дети с аутизмом легче воспринимают новое, если заранее обговаривать возможные варианты действий, которые ему предстоит выполнить. Мы в своей работе используем наглядный материал, с целью лучшего усвоения детьми последовательности операций при раздевании и одевании, играем с куклой «Одень Машеньку». Предлагаем  разрезные картинки: перед ребенком ставиться игровая задача «Ты соберешь картинку, и мы узнаем, что мы наденем на улицу». Играем с картинками на ориентировку в предметном мире: мыло, расческа, полотенце и т.д. Ребенок выполняет инструкцию воспитателя: «Покажи мыло и т.д.». Для занятий с ребёнком с РАС очень важно соблюдение ритма самого занятия. Такой ребёнок не может долго выдерживать ситуацию активного взаимодействия. Обучение, совместная деятельность могут занимать вначале очень короткое время – одну-две минуты, но необходимо, чтобы действие было завершено и ребенок сразу испытал успех.

Таких деток невозможно научить всему и сразу, поэтому нужно сначала сосредоточиться на одном, наиболее доступном ребенку навыке, очень постепенно подключая его к наиболее простым операциям в других, часто повторяющихся бытовых ситуациях.

Таким образом, формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС очень важно как для ребёнка, так и для его родителей, которые в будущем будут затрачивать меньше сил и энергии при уходе за таким ребёнком. Поэтому длительное, поэтапное, и целенаправленное обучение социально-бытовым навыкам ребёнка с РАС способствует их полному или частичному освоению, а тесное сотрудничество педагога и родителей даст наиболее положительный результат.

Воспитатель ГУ ТО ТОЦРИ г. Донской Шаповалова Венера Шамилевна

Официальный сайт ГУ ТО ТОЦРИ, © 2024. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт
https://czentr-semya.ru/ обязательна.