«Дошкольники и гаджеты – польза или вред?»
Современным людям трудно представить свою жизнь без гаджетов. Смартфоны и планшеты прочно вошли в нашу жизнь и стали настоящими помощниками. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться гаджетами: раз мама и папа так много внимания уделяют этим вещам, значит, они действительно интересны. Отношение родителей к внедрению гаджетов в жизнь ребёнка неоднозначное: одни активно их используют, другие настойчиво пытаются оградить малышей от современных веяний.
Очень важно понять, что гаджеты несут и позитивную, и негативную окраску.
Безусловно пользу гаджетов нельзя недооценивать. Некоторые компьютерные игры и приложения действительно способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, учат читать, считать, рисовать. Так же существуют познавательные мультики и передачи, которые позволяют ребёнку получить новые знания об окружающем мире.
Однако, важно дозировать контакт детей с данными устройствами, так как они могут оказывать отрицательное влияние на здоровье, физическое и психическое развитие детей.
В первую очередь, возможно ухудшение зрения. К тому же, дети, проводящие много времени за гаджетами, меньше двигаются, что может отрицательно сказаться на их опорно-двигательной системе. Ребёнок за ноутбуком не всегда сохраняет правильную осанку, что может привести к искривлению позвоночника.
Итак, родители дают детям гаджеты с разными целями: для развития, для переключения внимания при капризах, когда нужно долго ждать или просто, чтобы выкроить для себя свободное время. Замена родителей таким привлекательным устройством приводит к нарушению детско-родительских отношений.
В последние годы, и родители и педагоги наблюдают задержку речевого развития у дошкольников. Дело в том, что современные дети в большинстве своем слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают программы, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение. Усталых и молчаливых родителей заменяет громкий и постоянно говорящий экран.
Раннее знакомство с гаджетами тормозит развитие речи и усугубляет коммуникативные проблемы. Дети, которые много времени проводят за гаджетами не имеют возможности и желания совершенствовать умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Поэтому, их социализация страдает.
Зачастую виртуальное пространство способствует снижению творческой активности ребенка, ведь там он может действовать только в рамках опций, предусмотренных производителем программы.
Вытеснение интересов, отношений и привязанностей в виртуальное пространство. Это очень серьёзное последствие, и возникает оно только при злоупотреблении гаджетами. Попытки ограничить время за играми и мультиками вызывает бурный протест и истерику. Ребёнок буквально выпадает из реальной жизни: все его интересы сосредоточены на виртуальном мире. В этом случае можно говорить о зависимости от гаджетов.
Как же предупредить или победить детскую зависимость от компьютерных устройств?
Разумеется, просто забрать гаджет у ребенка - не вариант. Здесь нужен правильный подход.
Советы родителям:
• стимулируйте разнообразную занятость ребенка.
• больше общайтесь с ребёнком, обсуждайте с ним свои и его чувства.
• учите общаться, знакомиться, мириться, договариваться со сверстниками.
• личный пример, дети всегда повторяют взрослых и если родители все свободное время проводят в интернете или за играми, то и ребенок будет вести себя так же.
• набраться терпения для того, чтобы противостоять манипуляциям.
• интересуйтесь, чем занимаются ваши дети за компьютером.
• родители, вручающие гаджет своему ребёнку, должны при этом отдавать себе отчёт, что строгий контроль над временем игры ребёнка с гаджетом необходим.
• не желательно знакомить с гаджетами детей до 2- х лет. Важно - максимально продлить период «нецифровой игры».
Разумный подход – это научить ребенка правильно относиться к компьютеру и интернету, позволить ребенку пользоваться компьютером, но под родительским контролем и с ограничением времени.
В умелых руках планшет для детей становится окном в мир нового, интересного и поучительного. В других же случаях он может превратиться в устройство для деградации и психического расстройства.
Чем планшет станет для вашего ребенка — зависит от вас.
Таким образом, родителям важно не допустить, чтобы гаджеты в жизни ребёнка стали источником проблем.
Подготовила:
воспитатель полустационарного отделения реабилитации
детей с ограниченными возможностями здоровья (г. Новомосковск)
Татьяна Ермакова
телефон +7(48762) 3-96-38