Музыка как средство развития положительных эмоций у детей с ограниченными возможностями здоровья
«Музыка – самое эмоциональное искусство» Д.Б. Кабалевский Каждый человек испытывает и переживает множество различных эмоций. Они могут быть положительными, отрицательными, яростными, тёплыми или едва заметными, а иногда даже загадочными для самого человека. В становлении личности человека эмоции играют огромную роль.
Детский возраст вносит большой вклад в познавательное развитие ребёнка. Эмоции могут оставаться с ним надолго, определяя его последующее развитие. Практически во всех сферах деятельности существенную роль занимают эмоции, выражающие те или иные особенности ребёнка, «рассказывая» о нём. Положительно эмоционально «настроенный» ребёнок гораздо успешнее справляется с различными видами деятельности, быстрее устанавливает контакт со сверстниками и близкими, а также более стабилен в общем эмоциональном состоянии.
Музыка издавна связывается с эмоциями. Древние мыслители, такие как Аристотель и Сократ, считали, что музыка снимает тяжёлые переживания, может определённым образом влиять на формирование человека, а благотворное последствие музыки усиливается даже после её звучания. В рамках современных исследований установлена связь между эмоциональными проявлениями человека в жизни и способами их отражения в музыке. Поэтому, взаимодействие ритмов, темпов, ладов, тембров в музыке способны к передаче множества эмоциональных состояний людям разного возраста, темперамента, состояния здоровья. Следует обратить внимание на особенности эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, которые зачастую характеризуются различными расстройствами, дети могут быть повышено возбудимы, или, наоборот – излишне заторможены.
В поведении легковозбудимых детей преобладает стойкая возбудимость, неустойчивость, иногда агрессивность. Быстро возбуждаясь, такие дети могут утомляться, уставать, бросать начатое занятие, отказываясь от различной деятельности. Для них характерна импульсивность, ребенок может начать плакать, бурно проявлять реакции гнева, ярости.
Особенностями эмоциональной сферы у других детей могут выступать ранимость, чувствительность, поведение характеризуется стеснительностью. Таким детям часто присуще большое количество страхов, они не уверены и не решительны, плаксивы и обидчивы.
Эмоциональная подвижность или заторможенность нередко способствует возникновению и закреплению таких отрицательных черт характера, как мрачность, безынициативность, подавленность, упрямство, агрессивность. Исходя из этого, развитие положительных эмоций детей с ограниченными возможностями здоровья заслуживает особого внимания, поскольку оказывает непосредственное влияние на процесс восприятия информации и взаимодействия с окружающими людьми.
Музыка – это и есть эмоция. Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. Однако, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с воспитанием таких качеств личности как доброта, радость, умиротворение.
С 2020 года в государственном учреждении Тульской области «Тульский областной центр реабилитации инвалидов», в полустационарном отделении реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (г.Новомосковск, ул. Бережного, д.15), организована работа по социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством видов музыкальной деятельности.
Актуальность данных развивающих занятий обусловлена такими важными для детей задачами, как развитие высших психических функций (восприятия, воображения, памяти, мышления, речи), развитие творческих способностей.
В настоящее время, социальным педагогом по развитию музыкальных способностей проводятся индивидуальные занятия с 27 детьми-инвалидами, в т.ч. детьми с ограниченными возможностями здоровья и групповые – с 45 несовершеннолетними, посещающими группы кратковременного пребывания.
Основополагающий принцип проведения групповых и индивидуальных занятий при помощи музыкальных видов деятельности – это взаимосвязь музыки, движений и речи. Осуществляется подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкальных произведений, песенного материала, который минимизирует поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление.
Регулярно в учреждении, в рамках календарных, знаменательных и памятных дат организуются различные мероприятия концертно-праздничной направленности.
Дети-инвалиды и с ограниченными возможностями здоровья активно привлекаются к выступлениям в праздничных программах. Ребята, выступая порой впервые, преодолевают внутренние барьеры: волнение, тревогу, пространство зала, но тем самым самоутверждаются, появляется уверенность, чувство успеха и личной победы.
В течение курса занятий, дети неоднократно принимают участие в том или ином мероприятии, ждут его проведения, готовятся, репетируют, празднично одеваются и реализуют свои индивидуальные способности и возможности.
Доверительные отношения и искренняя похвала, дают ребятам стимул для последующих выступлений, нередко они интересуются, когда же следующий праздник. Родители неоднократно выражали слова благодарности за подаренную радость детям, участвующих в праздниках, демонстрируя с каждым выступлением позитивный настрой и вовлеченность в музыкальное мероприятие. Родители поддерживают детей, заинтересованы в их культурно-музыкальном развитии и успехах, что в очередной раз, подтверждает актуальность и значимость проведения данных занятий в рамках социализации детей посредством видов музыкальной деятельности.
Огромный положительный эмоциональный заряд для детей с ограниченными возможностями здоровья несёт процесс восприятия, или слушания, музыки. Дети с ограниченными возможностями здоровья, впрочем, как и нормотипичные дети, неохотно включаются в данный процесс, часто отвлекаются, начинают заниматься посторонними делами, отключаются от данной деятельности. Поэтому, слушание музыки необходимо сделать ежедневным и обязательным. Музыкальный репертуар может быть подобран с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, и наполнен произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыкой. Важно понимать, что процесс слушания музыки позволяет ребёнку «проживать» собственное эмоциональное переживание.
Замечено, что дети, которые регулярно слушают хорошую музыку, начинают ярче слышать речь людей, речевые окраски, а также чётче воспринимать информацию окружающего мира. Для более полного погружения в музыку рекомендуется закрыть глаза, особенно это касается спокойных произведений.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения может быть использована мелодичная классическая и современная релаксирующая музыка, наполненная звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
Подвижная, весёлая музыка, наоборот, вызывает у детей ритмические, двигательные реакции. Музыкально-ритмические движения, таким образом, помогают активному восприятию музыки, способствуют двигательной активности детей, а также формируют чувство ритма, снимают напряжение и скованность.
Эффективным приёмом являются дидактические игры, направленные на умение различать разнообразные настроения в музыке. Попробовать, например, различать весёлую или грустную музыку, быструю или медленную, а может даже, и звучание некоторых инструментов. Благодаря таким упражнениям детям проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать других, и, что самое главное – у них формируется чувство успеха от деятельности и масса позитива. У детей таким образом вырабатываются положительные черты характера: уверенность в себе, честность, смелость, доброта, постепенно изживаются страхи и разного рода опасения.
Хотелось бы отметить, что, кроме восприятия музыки, различных дидактических игр, существует ещё одна форма работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья – музицирование в шумовом оркестре, где дети с помощью детских музыкальных инструментов проигрывают музыкальные произведения. Радость от такой деятельности непередаваема, ведь дети чувствуют себя настоящими музыкантами, способными передать своё настроение через музыку.
Дети с ограниченными возможностями здоровья по-своему выражают свои эмоции через движение и интонации, но общим для всех является радость от активного самовыражения под музыку. Самое главное – поддержание этого радостного ощущения эмоционального самовыражения под музыку, создание благожелательной атмосферы, где каждый ребёнок получает поддержку, поощрение своего творчества. При условии эмоционально положительной ситуации, активные формы восприятия и музицирования являются эффективным средством гармонизации эмоциональной сферы, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, формированию позитивных способов взаимодействия со сверстниками в их социальном окружении. Ведь положительное эмоциональное состояние детей способствует достижению хороших результатов в развитии эмоциональности и становления личности в целом.
Подготовила:
социальный педагог полустационарного отделения
реабилитации детей с ОВЗ (г. Новомосковск)
телефон +7(48762) 3-96-38
Елена Терешкина