«Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости, пути ее преодоления»
Застенчивость - это определенная поведенческая реакция, выработанная ребенком в конкретных ситуациях. Это комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах – от робости и смущения в присутствии других людей до необъяснимого страха общения или даже отказа от него.
В процессе развития ребенок проходит несколько периодов проявления застенчивости: первый – от 7-8 месяцев и до года, второй – около 4 лет, и третий – в подростковом возрасте. Это периоды проявления этого качества, связанные с узнаванием себя, делением людей на своих и чужих, а в подростковом возрасте – с глубинным познанием себя, рефлексией, сравнением себя с другими.
В целом застенчивый ребенок хочет общаться с другими людьми, но одновременно испытывает большое внутреннее напряжение.
Стеснительность ребёнка в процессе обучения, с одной стороны, может послужить преградой для качественного усвоения материала: застенчивость, будучи высоким эмоциональным напряжением, блокирует различные мыслительные процессы, негативно влияет на память. С другой стороны, застенчивость наносит ущерб психоэмоциональному здоровью ребёнка: для застенчивого ребёнка выступление перед группой - стресс, который, в свою очередь, может привести к возникновению у ребёнка страхов.
Если вы заметили, что ваш ребенок очень застенчив, и вы не видите в его поведении перемен к лучшему, возможно, стоит проконсультироваться со специалистами, которые занимаются именно этой проблемой. Это - педиатр или детский педагог-психолог.
Также, социальную психолого-педагогическую помощь могут получить семьи, воспитывающие детей-инвалидов в ГУ ТО ТОЦРИ (г. Новомосковск, ул.Бережного, д.15) в полустационарном отделении реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время на социальном обслуживании в учреждении находится 98 детей, из них 53 - посещают индивидуальные занятия с педагогом-психологом, логопедом, с социальным педагогом, дефектологом, 45н/л - групповые занятия в группах кратковременного пребывания.
Педагог-психолог проводит и индивидуальные и групповые занятия по рабочим программам, направленным на: развитие познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферы, формирование саморегуляции и коммуникативных навыков, самооценки у детей, снятие эмоционального напряжения, «проживание» негативных эмоций, в том числе застенчивости и поиск вариантов решения сложившейся ситуации.
С помощью специального оборудования, которое включает: тактильно-сенсорные панели, световой шар, дождик, классики, сухой бассейн с детьми проводятся релакссеансы в сенсорной комнате направленные на развитие восприятия, используются различные модальности (зрительные, слуховые, тактильные). Сочетание легкой музыки, света, цвета, может оказывать различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее. Занятия проводятся подгруппами по 2–4 человека или индивидуально.
Индивидуальные и групповые занятия проводятся с использованием «Иинтерактивной песочницы», которая оснащена современным оборудованием и программным обеспечением, которое создает на песке эффект дополненной реальности. Она предназначена для разностороннего развития детей, позволяет уменьшить невротические проявления, боязливость, тревожность, излишнюю впечатлительность и застенчивость.
Проводимые занятия с использованием релакссеансов и «Интерактивной песочницы» позволяют детям преодолевать свою застенчивость и зажатость. Игры и упражнения, ориентированные на особенности детей, оказывают существенную помощь, уменьшая их неуверенность в себе.
Для родителей предоставляются социальные психолого-педагогические консультации по различным вопросам, в том числе по проблеме застенчивости ребенка. Педагог-психолог разбирает интересующие родителей ситуации, дает рекомендации, либо предлагает проведение курса занятий для ребенка.
Рекомендации родителям
• Постарайтесь вместе с ребенком разобраться в причинах того, что заставляет его стесняться. Объясните малышу, что, опасаясь сделать или сказать что-то неправильно, он тем самым программирует себя на неудачу: «Ты боишься, что тебя о чем-то спросят или предложат что-то сделать, а ты не справишься. Ты так долго об этом думаешь, что твои движения на самом деле становятся неловкими, мысли разбегаются, ты забываешь все нужные слова. Ты сам превращаешь себя в неумеху и незнайку». Подобный вывод обычно очень впечатляет детей, и они приходят к следующему выводу: «Все зависит от тебя самого. Как себя настроишь, так и будешь выглядеть и действовать».
• Не называйте ребенка застенчивым, так как это может отразиться на его поведении. Лучше подчеркивайте сильные стороны его характера, чаще хвалите ребенка, говорите о его положительных качествах, день за днем укрепляйте в нем уверенность, а застенчивость определяйте как осторожность, осмотрительность, обдуманность. Вместе с ребенком вспомните, какими способностями он обладает в реальности. У него много достоинств, значит, ему есть чем гордиться. Предложите ребенку выписать свои хорошие качества на лист бумаги (в одну колонку). В другой колонке должны быть те качества, которыми, по его мнению, его наделяют другие люди. Положительных качеств, несомненно, будет больше, чем отрицательных. Главное, чтобы ребенок наглядно увидел, что его есть за что уважать и ценить.
• Разнообразьте жизнь вашего ребенка: ходите в походы, на экскурсии, желательно туда, где ему нравится. Пусть участвует в детских спектаклях и т. п. Следует учитывать одно важное условие: общение непременно должно быть добровольным. Не настаивайте на присоединении застенчивого ребенка к компании сверстников против его желания.
• Часто ребенок панически боится самой возможности того, что к нему кто-то обратится с вопросом. Помогите ему вспомнить большинство таких разговоров, где, как правило, говорят два-три человека, а остальные подают короткие реплики. Постарайтесь убедить ребенка, что произнести фразу из двух-трех слов он способен.
• Расскажите ребенку, как он выглядит со стороны в тот момент, когда хочет присоединиться к другим детям, но стесняется или боится сделать это. Можно наглядно показать, приняв определенную позу. Пусть ребенок осознает, как смешно и нелепо он может выглядеть со стороны в минуты застенчивости. Такой факт заставит его стараться следить за своей мимикой.
• Застенчивым детям свойственно впадать в панику, испытывать беспричинную тревогу - особенно в те минуты, когда им кажется, что внимание окружающих направлено на них. Существует два способа, которые помогут чрезмерно застенчивому ребенку быстро успокоиться и прийти в себя. Способ первый: постараться глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть. Обычно три вдоха-выдоха помогают снять напряжение и расслабиться. Способ второй: медленный счет про себя - до десяти и больше, если требует ситуация. Сосредоточенность на этом занятии даст возможность отвлечься и успокоиться.
• Вызывайте ребенка на откровенные беседы. Попробуйте завести разговор о том, с какими проблемами он сталкивается, и ребенок откликнется. Такие беседы не только сблизят Вас с ребенком, но и помогут совместными усилиями найти верный путь к решению проблем. Пусть ребенок рассказывает Вам каждый день хорошие новости. При этом просто выслушивайте его и не давайте советов. Относитесь серьезно к его проблемам и вместе радуйтесь победам.
• Стеснительные дети считают, что они постоянно находятся у всех на виду. Объясните ребенку, что у людей много собственных дел, и все заняты собой. На самом деле никому нет до него дела. А если все же окажется, что кто-то увидел его промах, безотказно действует один простой прием - улыбка.
• Постарайтесь изменить свое поведение. Нередко родители, сами того не ведая, формируют у ребенка застенчивость, когда то и дело сравнивают его с другими детьми, критикуют по любому поводу, предъявляют к нему завышенные требования, редко хвалят. Перестаньте критиковать ребенка по любому поводу, ни с кем не сравнивайте, напротив, при каждом удобном случае подчеркивайте его индивидуальность.
Конечно, превратить застенчивого ребенка в самоуверенного говоруна вряд ли удастся, но и не стоит ставить перед собой такой цели - достаточным успехом будет то, что ребенок будет комфортно себя чувствовать,общаясь с окружающими.
Подготовил:
педагог-психолог полустационарного отделения реабилитации
детей с ОВЗ (г.Новомосковск) Юлия Холомина
тел.: 8(48762)3-96-38