«СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
Развитие речи ребёнка тесно связано с его интеллектуальным развитием. В большинстве случаев по тому, как ребёнок говорит, можно судить, насколько он развит в целом. Занимаясь развитием речи, мы способствуем интеллектуальному развитию. Речь - это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. Знания, факты, любая информация - материал мышления. Следовательно, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления.
Родителям следует обратить внимание на некоторые рекомендации:
1. В семье нужно создавать такие условия для ребёнка, чтобы он использовал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.
2. Расширять круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью. Делая что - либо по дому берите ребёнка с собой, чтобы он видел действия, выполняемые взрослым, одновременно проговаривайте названия этих действий. Разрешайте манипулировать с бытовыми предметами (разумеется безопасными для здоровья), чтобы малыш имел возможность слышать бытовые звуки и видеть откуда они возникают.
3. Особое внимание следует уделять развитию мелкой моторики. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко, стимулируя тем самым соответствующие отделы головного мозга, и активизируя соседние зоны, отвечающие за речь.
4. Необходимо говорить чётко так, чтобы ребёнок видел органы артикуляции. Очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, правильно произносили все звуки и слова.
5. Важен эмоциональный контакт с ребёнком и эмоционально выразительный разговор, интонированное чтение сказок, рассказов. Это важно потому, что дети в первую очередь воспринимает интонацию, а уже затем смысл слов. Эмоционально окрашенную речь ему легче воспринимать, так проще запоминаются новые слова.
6. Если ребёнок неправильно произносит звуки, слова, не следует смеяться или передразнивать его. Нельзя ругать малыша за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно правильно повторил трудное для него слово. Это приведёт к тому, что он будет стараться вообще не употреблять какие – то слова или заменять их другими.
7. Не подражайте ребёнку, повторяя неправильно произносимые им слова. И не надо стараться указывать ребёнку, что это неправильно. Лучше повторять слово за малышом, но произносить его корректно, даже утрированно, так чётко, чтобы были слышны все звуки.
8. Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью, как основным способом общения с близкими людьми и сверстниками. Когда ребёнок начинает говорить, важно вызвать мотивацию к речи или просить, чтобы он произнёс слово, повторить за Вами название предмета в эмоционально значимой для него ситуации.
9. Договаривайте слова, не обрывайте на полуслове, пусть у ребёнка будет образец чистой речи. Замечено, что чаще слышит ребёнок, то потом он и будет воспроизводить в первую очередь, начав говорить.
10. Проговаривайте чётко окончания слов, так лучше развивается «чувство языка», а значит чёткое понимание смысла слов русской речи. И владение разными её нюансами. И в дальнейшем Ваш ребёнок лучше будет усваивать грамматическую сторону языка.
Выполняя данные советы и рекомендации, посещая регулярные занятия, усматривается вероятность минимизации речевых нарушений.
Подготовила:
логопед полустационарного отделения
реабилитации детей с ОВЗ (г. Новомосковск)
телефон +7(48762) 3-96-38
Надежда Жвикевич