«Раз, матрешка, два, матрешка!» - речевые игры для дома, опробованная, рабочая, авторская методика
Дорогие родители!
Сегодня я не буду предлагать вам много теории и объяснять, как важно формировать у ребенка грамотную речь и формировать словарный запас, для чего это надо и от чего зависит…
Наш сегодняшний мир устроен так, что современная мама вынуждена делать сразу несколько важных дел одновременно, к тому же при этом выглядеть красиво и быть интересной своим детям. Вот здесь вам и помогут несколько простых игр.
Хочу предложить несколько игр для развития речи, в которые вы будете играть с детьми «на ходу». Между режимными моментами, возвращаясь из детского сада или гуляя с ребенком каждый день, предлагайте ему дидактическую игру по развитию речи:
«ЖАДИНА»
Цель игры: расширять и активизировать словарный запас детей, умение согласовывать местоимения «мой», «моя», «моё», «мои» с существительными и прилагательными; развивать грамматический строй речи, воображение, память, мышление, умение группировать предметы, различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер), совершенствовать диалогическую речь.
Вы говорите: «Сегодня играем в Жадину. Ты будешь ЖАДИНА. Все, о чем ни спрошу у тебя, ты приписываешь себе». Вот вы идете по улице и...все, что видите перед собой, предлагайте в игру, должны получаться такие диалоги;
- чей забор? (мама)
- мой забор! (ребенок)
- чья дорога?
- моя дорога!
- чьи кусты?
- мои кусты!
- чье небо?
- мое небо! и т.д.
Старайтесь использовать существительные разного рода в единственном и множественном числах. Таким образом, ваш малыш быстро научится правильно подбирать окончания и выучит склонения, а в школе будет писать без ошибок, ведь останется лишь выучить правило!
Когда ребенок начнет хорошо ориентироваться в этой игре, поменяйтесь с ним местами. Теперь Вы — Жадина, а он — ведущий!
Вот здесь для Вас будет открытие, случится инсайт, вы поймете, как много слов, оказывается, ваш ребенок не знает! Смотрит на встречный предмет, хочет спросить, а не знает или путает название! Тогда вы назовете предмет и поможете ему вести диалог. Эта простая ненавязчивая игра значительно увеличивает словарный запас ребенка.
«НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Данная дидактическая игра предназначена для совершенствования речевых навыков у детей. Помогает сформировать у дошкольников грамотную речь, обучает построению уменьшительно-ласкательных форм, а затем, в школе исключения ошибок при морфемном разборе слов и написании суффиксов и окончаний.
Цель игры: формирование правильной грамматической структуры речи.
Вы говорите: «Сегодня у нас «ласковый» день. Все предметы будем называть ласково». Так и проводите обычный режимный день, встречая по дороге знакомые и не знакомые предметы и называя их ласково: вот мы идем в детский садик. «На пути у нас: гаражик, машинка, дорожка, кустики, солнышко, а у машинки я открою капот — капотик….» (Не знакомые ребенку слова называйте обычно, а затем ласково или ему предложите это слово поставить в уменьшительно-ласкательной форме).
«ПОСЧИТАЙ ДО ПЯТИ»
Игра "Посчитай-ка" (1-2-5) развивает грамматический строй речи, закрепляет умение согласовывать существительные с числительными 1,2,5, тренирует детей в счете предметов до 5.
Вы говорите: «А сегодня у нас день точных наук! Давай все предметы считать до пяти!» И также, по ходу движения, играете в великих математиков! «Одна ступень, две ступени, три ступени, четыре ступени, пять ступеней!» ...Как правило, в числительном 5 окончание слова будет меняться. Со временем, это заметит и ваш малыш, а в школе легко овладеет сложной темой: склонения имен существительных. Эту игру можно упростить игрой «Один — много», например: один голубь, много голубей; один магазин - много магазинов; одна клубника - много клубник; одно яблоко- много яблок и т. д. Варианты игры:
1) Ребенок соотносит картинки с цифрой, правильно проговаривая окончания слов. Например: "Одно платье, два платья, пять платьев".
2) Ребенку предлагается подобрать к существительным определения и проговорить числительное + прилагательное + существительное. Например: "Один деревянный стул, два деревянных стула, пять деревянных стульев". Обязательно обращайте внимание на правильность окончаний у слов, называемых ребенком.
Для любознательных и желающих потренировать мозг, можно соединить эти игры в одну, добавив ко второму варианту игры "Посчитай-ка" игру «Назови ласково, получится примерно так: "Один деревянный стульчик, два деревянных стульчика, пять деревянных стульчиков".
Эти простые игры, а также их совокупность, всегда рекомендую родителям, пришедшим ко мне на диагностику, результат не оставляет себя ждать: словарный запас и кругозор детей увеличивается в разы, родители довольны, что занятие с ребенком совсем не заняло много времени, а дети счастливы, что мама играет с ними всю дорогу теперь всегда! Одним ударом - двух зайцев, как говорится! Пусть наше поколение растет здоровым и эрудированным!
Интересных вам открытий!
Подготовила:
логопед полустационарного отделения
реабилитации детей с ОВЗ (г.Новомосковск)
Ангелина Ковтун
тел.: +7 (48762) 3-96-38