Карта сайта Портал правительства
Тульской области
Министерство труда и социальной защиты
Тульской области
Demografiya
 
      vk  
Обычная версия Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Государственное учреждение Тульской области    
"Тульский областной центр реабилитации инвалидов"
г. Тула,
ул. Пузакова, д. 36
trubka (4872) 34-29-85
 
г. Тула,
ул. Калинина, д. 20, к. 3
trubka (4872) 50-73-55
 
г. Тула,
ул. Макаренко, д. 9
trubka (4872) 24-24-85
 
г. Новомосковск,
ул. Бережного, д. 15
trubka (48762) 6-69-84
 
г. Донской, мкр. Центральный,
ул. Советская, д. 14
trubka (48746) 5-48-53
 
г. Кимовск,
ул. Толстого, д. 18
trubka (48735) 5-70-29
 
 
г. Тула,
ул. Агеева, д. 20В
trubka (4872) 50-73-55
 
 
email tocrebinv@tularegion.org
trubkaЗапись на прием  по телефону:
                     в г.Туле, ул. Пузакова, д. 36 (4872) 47-66-77
                              в г.Туле, ул. Калинина, д. 20, к. 3 (4872) 40-85-41
в г.Новомосковске (48762) 3-47-18
               в г.Донском по телефону (48746) 5-48-53
                в г.Кимовске по телефону (48735) 5-70-29
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ, ИГРАЯ

В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, родители. От того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению зависит успех ребенка в развитии речи. Для того, чтобы заниматься речевым развитием детей самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном  ребенка. Развивать речь можно, читая книжки и разглядывая в них картинки, играя с ребенком в различные игры, называя все то, что его окружает.

1Новые наблюдения, новые впечатления ребенок накапливает, если гуляет в парке, играет на детской площадке, рассматривает червячков или букашек, песочек или водичку в луже. Прогулки привлекательны для развития речи тем, что речевые ситуации возникают совершенно естественно, по мере того, как тот или иной предмет попадает в поле зрения ребенка. Старайтесь рассказывать ребёнку обо всем, что происходит вокруг. Подкрепляйте зрительные образы словами, обращайте внимание на те или иные предметы, их признаки и действия, расширяйте круг впечатлений ребенка.

2Старайтесь разнообразить свою речь, употребляя синонимы: мокрый песок можно назвать влажным, сырым. Приучайте ребенка сравнивать и анализировать: утром песок был влажным от росы (после дождя), а днем высох под ярким солнышком. Разглядывая песочек вместе с  ребёнком, обращайте внимание на то, что сухой песок сыплется, а из влажного лучше получаются куличики, потому что он "склеивается" водичкой. Рассматривая разные листочки (клена, березы, осины), неторопливо рассказывайте о том, чем они отличаются.

Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей:

- вот автомобиль, а что у него есть?

- сиденья, руль, колеса, дверцы, мотор...

- а что есть у дерева?

- ствол, ветки, листья, корень....

В возрасте 3-4 лет дети обычно хорошо усваивают названия основных цветов, их можно познакомить и с оттенками этих цветов (малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.). Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какого он цвета? Какого размера? Из чего сделан? Для чего нужен?». Можно просто спросить: «Какой он?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.  

3Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.

Спросите у ребенка:

Что бывает высоким? Дом, дерево, человек...

А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?

4Что бывает широким?

Река, улица, лента...

А что шире - ручеек или река?

Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др.

Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? пушистым? холодным? твердым? гладким? круглым?

Для развития речи также можно использовать следующие словесные игры:

«Скажи наоборот»

Необходимо бросить мяч и сказать слово. Ребенок, поймавший мяч, называет слово противоположное по значению (сильный - слабый, теплый - холодный, высокий - низкий, добрый - злой, веселый - грустный).

«Назови одним словом»

Родитель называет несколько слов и бросает мяч. Ребенок, поймавший мяч, называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна - деревья).

«Подбери много слов». 

Родитель называет глагол, а ребенок должен подобрать к нему слова, подходящие по смыслу (летит - воробей, комар, жук, пчела; плачет - ребенок, человек, кошка; плавает - кораблик, рыба, утка).

Для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь. Конечно, происходит все это постепенно. 2-3-летний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни уже способен почти дословно запомнить текст сказки, последовательность действий в ней.

Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед...», а ребенок ее заканчивает: «...да баба»; взрослый: «И была у них...», ребенок: «...курочка Ряба» ... Потом можно перейти к пересказу по вопросам: «Кого встретил Колобок?» - «Зайчика» - «Какую песенку Колобок ему спел?» и т. д.

Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей. Очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально. 

Ещё один отличный способ сделать речь своего ребенка четкой и понятной — это использование артикуляционной гимнастики. Ее можно выполнять и в домашних условиях, а занятия сделать веселой игрой. Есть ряд простых логопедических упражнений для языка.

Улыбнитесь и покажите ребенку, как язык может, словно маятник часов, двигаться то влево, то вправо. Можно, улыбаясь, показать широкий язык. Попросите ребенка повторить, ну а после можно надуть щеки и подержаться за уши — так получится веселая обезьянка. Существует много комплексов гимнастики для языка. Упражнения можно обыгрывать, можно придумывать различные сказки: про волшебный язычок, который любит превращаться в различные предметы, или просто любит делать гимнастику.

8В домашних условиях можно устроить «незаметную», но очень действенную дыхательную гимнастику. Вместе с ребенком можно выдувать пузыри, пускать кораблики в тазике с водой, заставляя их плыть, подув на них.

Пример простых дыхательных упражнений.

«Поединок».

Из кусочка ваты скатать шарик — «мяч». Ворота — 2 кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол» — вата должна оказаться между кубиками.

«Рисунки на стекле».

Ребенок выдыхает на зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего рисует на нем смешные рожицы, человечков.

«Сдуй листочек с ладони».

Положить на ладонь ребенка листок дерева и попросить его сдуть с ладони. Выдох плавный, без надувания щек.

Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи.9

Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим  ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.

 

 

Скоропупова Е.А., логопед

полустационарного отделения реабилитации

детей с ограниченными возможностями

здоровья государственного учреждения

Тульской области «Тульский областной

центр реабилитации инвалидов»

Официальный сайт ГУ ТО ТОЦРИ, © 2024. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт
https://czentr-semya.ru/ обязательна.