Обычная версия Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Государственное учреждение Тульской области    
"Тульский областной центр реабилитации инвалидов"
г. Тула,
ул. Пузакова, д. 36
trubka (4872) 34-29-85
 
г. Тула,
ул. Калинина, д. 20, к. 3
trubka (4872) 50-73-55
 
г. Тула,
ул. Макаренко, д. 9
trubka (4872) 24-24-85
 
г. Новомосковск,
ул. Бережного, д. 15
trubka (48762) 6-69-84
 
г. Донской, мкр. Центральный,
ул. Советская, д. 14
trubka (48746) 5-48-53
 
г. Кимовск,
ул. Толстого, д. 18
trubka (48735) 5-70-29
 
email tocrebinv@tularegion.org
trubkaЗапись на прием  по телефону:
в Новомосковске (48762) 3-47-18
               в Донском по телефону (48746) 5-48-53
                в Кимовске по телефону (48735) 5-70-29
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен
Что может музыка?
Влияние музыки на особых детей

Звуки в радости и в скуке,

Звуки – свет и звуки – тень:

День заканчивают звуки,

Звуки начинают день!

В последние годы заметно возрос интерес педагогов и специалистов к механизму воздействия музыки на детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в адаптационной работе музыкальной терапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребёнка с проблемами здоровья, его социального и культурного развития.

Что же такое музыкальная терапия, или музыкотерапия?

11Музыкальная терапия – это особый вид музыкальной деятельности, направленный на профилактику, оздоровление и коррекцию психоэмоциональных, поведенческих отклонений, на реабилитацию личности средствами музыкального искусства. Возможно, вы удивитесь, но музыкотерапия – это прекрасный способ избавиться от многих душевных переживаний.

О терапии музыкой известно уже несколько столетий. Ещё во времена Пифагора, Платона и Аристотеля упоминалось о целебном воздействии музыки. Авиценна, знаменитый врач, применял музыку в лечении заболеваний нервной системы. В современном мире первые серьёзные упоминания об использовании музыкотерапии датируются XIX веком, когда французский врач Эскироль начал внедрять прослушивание музыки в больницах. В те времена доктор опирался лишь на собственную интуицию, но впоследствии терапия получила весомые научные обоснования.

В настоящее время существуют различные национальные школы, занимающиеся исследованиями в области музыкотерапии. Многочисленные методики предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия. Есть множество научных и исследовательских работ, связанных с изучением влияния музыкотерапии на людей, показывающие большую эффективность и перспективность в данном направлении. Психологи, социальные педагоги, специалисты в области коррекционной и лечебной педагогики активно используют в своей работе музыкотерапию, отмечая большой успех данных занятий.

22Существует множество методов и приёмов, направленных на адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов посредством музыкальной терапии. Использование различных видов музыкальной деятельности (пение, музыкально-ритмические и танцевальные движения, восприятие (слушание) музыки, игра на музыкальных инструментах), позволяет достигать глубокого влияния музыки на организм.

Не вызывает сомнений и то, что некоторые жанры музыки при прослушивании оказывают успокоительное действие, дают расслабляющий и умиротворяющий эффект. Использование различных мелодий влияет на общий фон настроения. И это не зависит от способностей к восприятию у детей, а происходит само по себе.

Через песни, танцевальные движения, музыкальные игры, включающие в себя также игру на детских музыкальных инструментах, происходит процесс становления многих этапов социализации. Дети учатся воспринимать музыку в доступной для них форме. Музыка позволяет создавать ситуацию успеха также в связи с отсутствием необходимости использовать речь, столь трудную для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья. Так как музыка – это тропинка в мир чувств и эмоций, она помогает ребёнку, имеющему отклонения в развитии, выразить себя на доступном ему уровне.

На протяжении многих лет, со дня открытия в 1993 году ГУ ТО «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних № 3» (далее – ГУ ТО СРЦН № 3) для особых детей и их родителей организуются различные досуговые мероприятия, а именно: фестивали детского творчества, конкурсы, праздники, включающие пение (вокал), хореографию (танцы), исполнение музыкальных произведений на различных музыкальных инструментах: скрипке, гитаре, фортепиано, флейте, домре и др.

В настоящее время в ГУ ТО СРЦН № 3 социальным педагогом организуются занятия с детьми-инвалидами и с детьми ограниченными возможностями здоровья с использованием методов музыкотерапии, различных видов музыкальной деятельности (пение (подпевание), музыкально-ритмические и танцевальные движения, восприятие (слушание) музыки, игра на детских музыкальных инструментах), которые очень полюбились детьми.

На занятиях с использованием методов музыкотерапии не делается акцент на целенаправленное музыкальное обучение детей и овладение ими навыками и умениями музыкально-практической деятельности. Основные элементы занятий направлены на решение важнейших для жизни ребёнка проблем:

33- развитие эмоциональной сферы личности;

- стимулирование игровой, коммуникативной и речевой активности ребёнка;

- развитие психических процессов, моторики;

- формирование произвольной регуляции поведения.

 

Занятия проходят в индивидуальной и групповой формах.

Понимая всю важность индивидуальной работы с детьми-инвалидами, с детьми с ОВЗ, групповые занятия с использованием музыкальной деятельности имеют ряд преимуществ:

- возможность оказать педагогическую помощь наибольшему количеству детей;

- приобретение коммуникативных навыков, так необходимых детям;

- развитие стремления у детей к познавательной активности;

- повышение у детей интереса к музыке через совместную поисковую деятельность;

- приобретение навыков подражания сверстникам.

 

Для достижения оптимальных результатов групповых занятий с использованием различных средств музыкальной деятельности, педагог строит их, равномерно распределяя физическую нагрузку, и проводит по следующей схеме:

1. Музыкальное приветствие.

2. Ритмическая разминка.

3. Упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для развития речевых и мимических движений.

4. Подпевание (пение).

5. Восприятие (слушание) музыки.

6. Игра на детских музыкальных инструментах.

7. Музыкально-ритмические и танцевальные движения.

8. Коммуникативные, музыкально-ритмические игры.

9. Музыкальное прощание.

 

123Включение игровых приёмов в занятия имеет огромное значение: игра является основной формой деятельности детей. В музыкальных играх развивается внимание, память, наблюдательность, воображение, творческие способности, закрепляются навыки движений, дети учатся ориентироваться в пространстве, сотрудничать с другими детьми и со взрослыми, значительно снижается напряжение.

Дети-инвалиды, дети с ОВЗ, как и все остальные, нуждаются в радости. И задача педагогов Центра сделать их пребывание на занятиях интересным и увлекательным. Использование игровых приёмов во время занятий способствует поддержанию интереса, удерживает внимание детей, запоминается им надолго.

Особая специфика занятий состоит в следующем:

- структура проведения занятий различна для детей с различными заболеваниями;

- при необходимости присутствуют родители (помощь в передвижении по залу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложностями ориентирования в пространстве, выполнение задания вместе с ребёнком («рука в руке»), знакомство с новым материалом; освоение приёмов взаимодействия с ребёнком; наблюдение за динамикой его развития);

- многократное использование одного и того же материала, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его понять и усвоить;

- на занятии создаётся безоценочная атмосфера особо доверительных отношений, где возможно быть принятым окружающими без всяких условий.

44За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку, импровизировать. Появляется и песенный репертуар, который можно расширять дальше. Дети не только пассивно слушают музыку, но и стремятся создавать её - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют с другими детьми и с окружающими их взрослыми.

Многочисленные исследования педагогов доказывают целесообразность наиболее раннего включения детей с проблемами в развитии в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, тактильные и речевые функции, формируются навыки общения. Иными словами: чем раньше начинаются занятия с использованием средств музыкальной деятельности, методов и приёмов музыкотерапии – тем эффективнее их развивающее воздействие на ребёнка.

55Таким образом, занятия музыкотерапией в процессе реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы как один из способов воздействия на ребёнка, а также как один из возможных для таких детей средств познания мира.

Проводимые занятия в сочетании с другими видами реабилитационной деятельности создают оптимальные условия для всестороннего развития детей с особенностями в развитии, обогащают их социальный опыт, дарят радость от общения и положительный эмоциональный настрой.

Социальный педагог полустационарного отделения

реабилитации детей с ограниченными

возможностями здоровья

Елена Терешкина 8(48762)3-96-38


© 2021. Государственное учреждение Тульской области
"Тульский областной центр реабилитации инвалидов"