Что может музыка?
Влияние музыки на особых детей
Звуки в радости и в скуке,
Звуки – свет и звуки – тень:
День заканчивают звуки,
Звуки начинают день!
В последние годы заметно возрос интерес педагогов и специалистов к механизму воздействия музыки на детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в адаптационной работе музыкальной терапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребёнка с проблемами здоровья, его социального и культурного развития.
Что же такое музыкальная терапия, или музыкотерапия?
Музыкальная терапия – это особый вид музыкальной деятельности, направленный на профилактику, оздоровление и коррекцию психоэмоциональных, поведенческих отклонений, на реабилитацию личности средствами музыкального искусства. Возможно, вы удивитесь, но музыкотерапия – это прекрасный способ избавиться от многих душевных переживаний.
О терапии музыкой известно уже несколько столетий. Ещё во времена Пифагора, Платона и Аристотеля упоминалось о целебном воздействии музыки. Авиценна, знаменитый врач, применял музыку в лечении заболеваний нервной системы. В современном мире первые серьёзные упоминания об использовании музыкотерапии датируются XIX веком, когда французский врач Эскироль начал внедрять прослушивание музыки в больницах. В те времена доктор опирался лишь на собственную интуицию, но впоследствии терапия получила весомые научные обоснования.
В настоящее время существуют различные национальные школы, занимающиеся исследованиями в области музыкотерапии. Многочисленные методики предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия. Есть множество научных и исследовательских работ, связанных с изучением влияния музыкотерапии на людей, показывающие большую эффективность и перспективность в данном направлении. Психологи, социальные педагоги, специалисты в области коррекционной и лечебной педагогики активно используют в своей работе музыкотерапию, отмечая большой успех данных занятий.
Существует множество методов и приёмов, направленных на адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов посредством музыкальной терапии. Использование различных видов музыкальной деятельности (пение, музыкально-ритмические и танцевальные движения, восприятие (слушание) музыки, игра на музыкальных инструментах), позволяет достигать глубокого влияния музыки на организм.
Не вызывает сомнений и то, что некоторые жанры музыки при прослушивании оказывают успокоительное действие, дают расслабляющий и умиротворяющий эффект. Использование различных мелодий влияет на общий фон настроения. И это не зависит от способностей к восприятию у детей, а происходит само по себе.
Через песни, танцевальные движения, музыкальные игры, включающие в себя также игру на детских музыкальных инструментах, происходит процесс становления многих этапов социализации. Дети учатся воспринимать музыку в доступной для них форме. Музыка позволяет создавать ситуацию успеха также в связи с отсутствием необходимости использовать речь, столь трудную для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья. Так как музыка – это тропинка в мир чувств и эмоций, она помогает ребёнку, имеющему отклонения в развитии, выразить себя на доступном ему уровне.
На протяжении многих лет, со дня открытия в 1993 году ГУ ТО «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних № 3» (далее – ГУ ТО СРЦН № 3) для особых детей и их родителей организуются различные досуговые мероприятия, а именно: фестивали детского творчества, конкурсы, праздники, включающие пение (вокал), хореографию (танцы), исполнение музыкальных произведений на различных музыкальных инструментах: скрипке, гитаре, фортепиано, флейте, домре и др.
В настоящее время в ГУ ТО СРЦН № 3 социальным педагогом организуются занятия с детьми-инвалидами и с детьми ограниченными возможностями здоровья с использованием методов музыкотерапии, различных видов музыкальной деятельности (пение (подпевание), музыкально-ритмические и танцевальные движения, восприятие (слушание) музыки, игра на детских музыкальных инструментах), которые очень полюбились детьми.
На занятиях с использованием методов музыкотерапии не делается акцент на целенаправленное музыкальное обучение детей и овладение ими навыками и умениями музыкально-практической деятельности. Основные элементы занятий направлены на решение важнейших для жизни ребёнка проблем:
- развитие эмоциональной сферы личности;
- стимулирование игровой, коммуникативной и речевой активности ребёнка;
- развитие психических процессов, моторики;
- формирование произвольной регуляции поведения.
Занятия проходят в индивидуальной и групповой формах.
Понимая всю важность индивидуальной работы с детьми-инвалидами, с детьми с ОВЗ, групповые занятия с использованием музыкальной деятельности имеют ряд преимуществ:
- возможность оказать педагогическую помощь наибольшему количеству детей;
- приобретение коммуникативных навыков, так необходимых детям;
- развитие стремления у детей к познавательной активности;
- повышение у детей интереса к музыке через совместную поисковую деятельность;
- приобретение навыков подражания сверстникам.
Для достижения оптимальных результатов групповых занятий с использованием различных средств музыкальной деятельности, педагог строит их, равномерно распределяя физическую нагрузку, и проводит по следующей схеме:
1. Музыкальное приветствие.
2. Ритмическая разминка.
3. Упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для развития речевых и мимических движений.
4. Подпевание (пение).
5. Восприятие (слушание) музыки.
6. Игра на детских музыкальных инструментах.
7. Музыкально-ритмические и танцевальные движения.
8. Коммуникативные, музыкально-ритмические игры.
9. Музыкальное прощание.
Включение игровых приёмов в занятия имеет огромное значение: игра является основной формой деятельности детей. В музыкальных играх развивается внимание, память, наблюдательность, воображение, творческие способности, закрепляются навыки движений, дети учатся ориентироваться в пространстве, сотрудничать с другими детьми и со взрослыми, значительно снижается напряжение.
Дети-инвалиды, дети с ОВЗ, как и все остальные, нуждаются в радости. И задача педагогов Центра сделать их пребывание на занятиях интересным и увлекательным. Использование игровых приёмов во время занятий способствует поддержанию интереса, удерживает внимание детей, запоминается им надолго.
Особая специфика занятий состоит в следующем:
- структура проведения занятий различна для детей с различными заболеваниями;
- при необходимости присутствуют родители (помощь в передвижении по залу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложностями ориентирования в пространстве, выполнение задания вместе с ребёнком («рука в руке»), знакомство с новым материалом; освоение приёмов взаимодействия с ребёнком; наблюдение за динамикой его развития);
- многократное использование одного и того же материала, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его понять и усвоить;
- на занятии создаётся безоценочная атмосфера особо доверительных отношений, где возможно быть принятым окружающими без всяких условий.
За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку, импровизировать. Появляется и песенный репертуар, который можно расширять дальше. Дети не только пассивно слушают музыку, но и стремятся создавать её - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют с другими детьми и с окружающими их взрослыми.
Многочисленные исследования педагогов доказывают целесообразность наиболее раннего включения детей с проблемами в развитии в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, тактильные и речевые функции, формируются навыки общения. Иными словами: чем раньше начинаются занятия с использованием средств музыкальной деятельности, методов и приёмов музыкотерапии – тем эффективнее их развивающее воздействие на ребёнка.
Таким образом, занятия музыкотерапией в процессе реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы как один из способов воздействия на ребёнка, а также как один из возможных для таких детей средств познания мира.
Проводимые занятия в сочетании с другими видами реабилитационной деятельности создают оптимальные условия для всестороннего развития детей с особенностями в развитии, обогащают их социальный опыт, дарят радость от общения и положительный эмоциональный настрой.
Социальный педагог полустационарного отделения
реабилитации детей с ограниченными
возможностями здоровья
Елена Терешкина 8(48762)3-96-38