Обычная версия Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Государственное учреждение Тульской области    
"Тульский областной центр реабилитации инвалидов"
г. Тула,
ул. Пузакова, д. 36
trubka (4872) 34-29-85
 
г. Тула,
ул. Калинина, д. 20, к. 3
trubka (4872) 50-73-55
 
г. Тула,
ул. Макаренко, д. 9
trubka (4872) 24-24-85
 
г. Новомосковск,
ул. Бережного, д. 15
trubka (48762) 6-69-84
 
г. Донской, мкр. Центральный,
ул. Советская, д. 14
trubka (48746) 5-48-53
 
г. Кимовск,
ул. Толстого, д. 18
trubka (48735) 5-70-29
 
email tocrebinv@tularegion.org
trubkaЗапись на прием  по телефону:
в Новомосковске (48762) 3-47-18
               в Донском по телефону (48746) 5-48-53
                в Кимовске по телефону (48735) 5-70-29
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен
Поощрение и наказание детей — кнут или пряник?

 

С момента рождения ребенка многие родители направляют все свои усилия на то, чтобы их малыш вырос счастливым человеком и ни в чем не нуждался. Одни всячески балуют ребенка, покупают игрушки и многое другое. А другие родители наказывают ребенка за каждую провинность.

Какой же подход воспитания правильный? Казалось бы, не наказывать детей – невозможно. Ведь дети не всегда ощущают границы дозволенного. И кто как не родители должны регулировать их поведение. Как лучше воспитать ребенка "кнутом или пряником"?

Так каким же может быть наказание? Ни в коем случае не физическим. Отругать, оскорбить, высмеять – тоже не годится. Физическое и моральное наказание унизительно и навсегда остается в памяти человека. И никакие «меня в детстве ремнем воспитывали, ничего, вырос человеком» вас не оправдывают.

Ударить – значит, показать свою слабость. Значит, дать понять, что слова имеют меньшее значение в сравнении с крепким кулаком. Именно так у многих детей формируется позиция «кто сильнее, тот и прав».

Самое страшное наказание для любого ребенка – это неприятие его родителями. Поэтому если после неблаговидного проступка малыша Вы покажете, что он Вас очень огорчил и расстроил – это возымеет свое действие.

Многие родители наказывают лишением чего-либо (просмотром мультика, походом в кино). Это не совсем правильно. Если Вы пообещали сходить зоопарк и в итоге не сделали этого – минус Вам. С другой стороны, если Вы лишите его лишней пиццы – ничего страшного не будет. У маленького человека должно формироваться понимание того, что он может потерять что-то ценное, совершив плохой поступок.

Цель наказания – помочь ребенку разобраться в самом себе и в сложившейся ситуации и по возможности избежать повторения допущенных ошибок в дальнейшем. Для того чтобы наказание оказало именно такой эффект, необходимо, независимо от возраста ребенка, соблюдать ряд правил:

• Не пугайте детей наказанием. Боязнь наказания способствует развитию изворотливости (как сделать так, чтобы никто не заметил и не отругал?).

• Один проступок – одно наказание. Если Ваш ребенок ухитрился совершить несколько проступков сразу, Вы можете наказать его очень строго, но только единовременно за все сразу.

• Наказание СРАЗУ после проступка. Бывает, что Вы обнаружили то, что Ваш ребенок совершил уже полгода назад и в гневе Вы наказываете его. Вас понять можно, но только взрослому человеку, у детей память короче. Помните, что даже закон учитывает срок давности преступления. Вы можете поговорить с ребенком, объяснить ему, почему было плохо то, что он сделал, очень часто бывает, что ребенок уже давно раскаялся.

• Не отходите от своих правил. Если Вы считаете некое поведение чада неприемлемым (например, грубить старшим), то ругайте за это всегда. Для формирующейся психики маленького человека очень вредно, когда за один и тот же поступок его то наказывают, то нет.

• Прежде чем наказать (поставить в угол, посадить «думать о своем поведении»), всегда объясняйте чаду, почему Вы вынуждены это делать. Что Вам не понравилось? Что ребенок сделал не так? Почему это плохо? И как нужно было бы поступить?

 

Что касается поощрений, так называемого «пряника», то это «высший пилотаж» воспитания. Оно может быть как полезным, вдохновляющим, окрыляющим, так и вредным, приучающим к безнаказанности, развращающим. Есть несколько несложных правил, усвоив которые, Вы сможете избежать многих ошибок и помочь своему ребенку стать сильнее:

• Похвала должна быть искренней. Дети моментально чувствуют фальшь и неискренность.

• Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее, иначе это просто торговля услугами.

• Хвалить можно только поступок, но не личность ребенка. Хвалите поступок развернуто, детально: «Как чисто ты вымыла полы! И под диваном! Мне так приятно видеть твою заботу и внимание! Теперь у меня освободилось время и мы можем поиграть вместе».

• Можно хвалить личность ребенка, рисуя картину будущего, чтобы окрылить его, но только после похвалы его поступка: «Как быстро ты починил машинку! Думаю, что из тебя получится отличный механик с золотыми руками! Я горжусь тобой!»

• Не сравнивайте его с другими детьми, только относительно его самого.

 

ПОМНИТЕ!

К каждому ребенку нужен индивидуальный подход. И никто кроме родителя не может знать, что нужно Вашему ребенку. Главное, не бойтесь проявлять ласку, не оставляйте в его не сформированной душе раны, которые могут плохо отразиться когда он подрастет, любите Ваше чадо и уделяйте больше времени на разговоры с ним. Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

Запомните, слово – лучшее оружие, которое у Вас есть. Будьте терпеливы в процессе воспитания, а главное – любите ребенка со всеми его ошибками и промахами.

 

Педагог-психолог Филимонова Мария

 
 
 

© 2021. Государственное учреждение Тульской области
"Тульский областной центр реабилитации инвалидов"