vk  
Обычная версия Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Государственное учреждение Тульской области    
"Тульский областной центр реабилитации инвалидов"
г. Тула,
ул. Пузакова, д. 36
trubka (4872) 34-29-85
 
г. Тула,
ул. Калинина, д. 20, к. 3
trubka (4872) 50-73-55
 
г. Тула,
ул. Макаренко, д. 9
trubka (4872) 24-24-85
 
г. Новомосковск,
ул. Бережного, д. 15
trubka (48762) 6-69-84
 
г. Донской, мкр. Центральный,
ул. Советская, д. 14
trubka (48746) 5-48-53
 
г. Кимовск,
ул. Толстого, д. 18
trubka (48735) 5-70-29
 
 
г. Тула,
ул. Агеева, д. 20В
trubka (4872) 50-73-55
 
 
email tocrebinv@tularegion.org
trubkaЗапись на прием  по телефону:
                     в г.Туле, ул. Пузакова, д. 36 (4872) 47-66-77
                              в г.Туле, ул. Калинина, д. 20, к. 3 (4872) 40-85-41
в г.Новомосковске (48762) 3-47-18
               в г.Донском по телефону (48746) 5-48-53
                в г.Кимовске по телефону (48735) 5-70-29
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен
Советы родителям. Маленький фантазер или обманщик

 

«Мама, а к нам в садик сегодня приходил клоун!»

«Я подарю папе на день рожденья настоящий джип!»

Наверняка, что-то подобное приходилось слышать почти каждому родителю от своего ребенка.

Дети начинают активно фантазировать примерно с 2,5-3 лет. А лгать могут научиться после 4 лет.

Как отличить фантазию ото лжи? Как правило, обман это та же манипуляция, как истерики и слезы в младенческом возрасте, только в более зрелой и логичной форме. Такое поведение направлено на получение, каких-либо выгод, избегание наказания и т.д.

Почему же малыши начинают обманывать?

Ребенок говорит неправду, поскольку боится, что его накажут за проступок. Особенно часто ко лжи прибегают дети, чьи родители слишком быстры и суровы в наказании.

Другой причиной детской лжи может стать то, что родители недооценивают важность дел ребенка и бывают бестактны. Не разрешая, принести домой понравившуюся палочку или листик, называя это мусором, мы провоцируем ребенка сделать это в тайне от нас с помощью обмана.

Еще одной причиной детской лжи может явиться и страх разочаровать взрослых. Мы ожидаем от малыша, что он будет хорошо себя вести, в дальнейшем будет хорошо учиться. Оказывая тем самым на него давление. И если он не оправдывает ожиданий взрослых, то чувствует, что у него нет другого выхода, кроме как соврать. В таких случаях ложь выполняет функцию защитного механизма от чрезмерного прессинга.

Малыш лжет, чтобы казаться более интересным и значительным в глазах окружающих. Часто это происходит из-за недостатка уверенности в себе. Он считает, что сможет заслужить внимание окружающих, лишь притворившись тем, кем он не является на самом деле, или рассказывая всем о своих воображаемых подвигах. 

То есть обычно в детском обмане оказываемся виноваты мы, взрослые, совершая ошибки в воспитании, ставя детей в ситуации, в которых они вынуждены защищаться.

 

Если ребенок соврал:

- Не драматизируйте ситуацию и не палите «из пушки по воробьям». Сохраняйте спокойствие.

- Дайте понять, что вы знаете, что ребенок говорит неправду, и осуждаете его поступок. Именно поступок, а не его самого!

- Обсудите с ребенком, как можно было бы поступить по-другому, не прибегая ко лжи.

- Дайте ребенку понять, что, даже если он в чем-то провинился, лучше рассказать правду, даже если его будут ругать. Потому что если он соврет и это раскроется, то ругать будут в два раза сильнее: за проступок и за вранье.

- Подумайте, зачем понадобилось лгать, какая за этим кроется причина: попытка избежать строгого наказания, добраться до недозволенного, показать себя лучше, чем он есть? Если причина ясна, решите, как вы сможете помочь ребенку в достижении этой цели, но «мирным» путем.

- Если ребенок сам сознался в обмане, его нельзя наказывать. В противном случае Вы можете больше никогда не услышать от ребенка правды. Не стоит использовать такие фразы, как: «Ты что, хочешь вырасти лгуном?» или «Ты еще такой маленький, а уже врешь!». Лучшего эффекта, Вы добьетесь, сказав: «Почему же ты сказал неправду, ведь ты такой честный у меня!?»

- Ребенок обязательно должен самостоятельно устранить результаты лжи: пусть вернет то, что взял без спроса; извиниться за свой обман, и т.п. Главное в этом правиле, чтобы ребенок не получил удовольствие, последовавшее как результат собственного обмана.

 

Есть некоторые правила поведения взрослых, которые снизят риск появления обмана у ребенка: 

1. В семье должны существовать единые требования к ребенку, которые разделяются всеми. Нарушая это правило, Вы воспитываете опытного манипулятора, прекрасно различающего, что нужно сказать папе, если мама запретила что-то.

2. Сдерживайте свои обещания или не обещайте то, что не сможете выполнить. Это правило распространяется как на поощрение ребенка, так и на его наказание за проступки.

3. Будьте искренни. Первоначально ребенок копирует манеру общения, поведение, стиль взрослого, ориентируясь на эмоциональную составляющую. Смысл поступков малышу не ясен, зато он отчетливо воспринимает Ваше настроение.

4. Объясняйте, что обман вредит отношениям между людьми и встаёт на пути к любви и доверию.

5. Проясните систему запретов, дополнив ее разрешенными действиями. В семье, где ребенок постоянно ограничен в своих действиях и желаниях, возникает потребность выйти из-под контроля, хотя бы и солгав.

6. Не умиляйтесь проявлениям лукавства у ребенка, не подыгрывайте его хитростям.

 

Помните, что большинство детей проходят через период лжи, не становясь патологическими лгунами.

Отличие детских фантазий от лжи в том, что фантазии не приносят ребенку никакой ощутимой пользы. Они не помогают ему избежать наказания, не позволяют получить лакомство или игрушку.

Причины фантазий могут быть различны. Это может быть яркий сон, который ребенок принял за действительность. Или может быть выражение его затаенных желаний: «А мне папа купил щенка», хотя на самом деле, как выясняется, папа только поговорил о такой возможности. А может быть и стремление справиться с какими-то страхами. Рассказы о том, как он прогнал страшную собаку, могут быть попыткой преодолеть страх и не выглядеть трусом в собственных глазах.

 

Что же Вы можете сделать в данной ситуации?

С пониманием относитесь к фантазированию своего ребёнка. Помогите ему справиться с задачей, различать правду и вымысел. Не спрашивайте, правда ли то, что он сейчас рассказывает, потому, что это как раз и поставит его в ситуацию обмана. Научите малыша использовать фантазию во благо (творческое решение проблем и страхов).

Для гармоничного развития ребенку можно и нужно фантазировать! Желательно, чтобы мир фантазий ребенка не был закрытой областью для взрослого – ведь общие фантазии родителя и малыша позволяют им быть особенно близкими. Сочиняйте сказки, придумывайте волшебные истории, фантазируйте на здоровье! Помните, что главное отличие фантазии и лжи в том, что ложь причиняет боль, а фантазия позволяет сделать мир лучше. Или найти свой профессиональный путь, став настоящим писателем.

 

ГУ ТО СРЦН №3

Педагог-психолог Елена Якушова

8(48762) 3-96-38

Официальный сайт ГУ ТО ТОЦРИ, © 2023. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт
https://czentr-semya.ru/ обязательна.