«Использование театральной деятельности в работе с детьми с особенностями в развитии».
Детство – уникальный период в жизни человека. Именно от того, как сложится первый этап вхождения в жизнь, насколько комфортен он будет для ребенка, зависит формирование его самосознания, самооценки, путь дальнейшего развития.
А для детей с ограниченными возможностями здоровья этот этап более сложен: их детство скованно узкими социальными рамками, изолировано от широкого общества, насыщенно постоянным психологическим дискомфортом от осознания того, что они не такие, как все.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - особая категория детей, имеющих проблемы в физическом, умственном или психическом развитии. Для «особых» детей, для детей с нарушением интеллекта или имеющих хронические нарушения в здоровье, необходимо создавать и особые условия. Многие из таких детей социально изолированы от сверстников в силу заболевания, и имеют возможность общения с детьми только в пределах школы или больницы. Часто «особые» дети и вовсе обучаются на дому, что может повлечь за собой проблему коммуникации ребёнка. Коммуникативная сфера ребёнка с ограниченными возможностями здоровья требует особого внимания.
Широкое применение в коррекционной работе с детьми с особенностями в развитии, приобретает театрализованная деятельность. Так как она рассчитана на активное участие ребенка, который является не пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в форме игры, в виде различных ситуаций, требующих от детей и взрослых активных совместных поисков. В результате ребенок познает мир, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализованная деятельность - это самый распространенный и доступный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой. По сути — театр и есть игра, поэтому ребёнка легко вовлечь в неё.
Коррекционная значимость театральной деятельности бесспорна. В процессе театральной деятельности у ребенка развивается способность осознанно относиться к своим чувствам, выражать при помощи мимики, пантомимики, жестов эмоциональные состояния, черты характера и, что, очень важно, самостоятельно регулировать их. Несомненно, что специальные этюды, (например, такие, как «Сердитая собачка», «Идём по лесу» и др.), упражнения («Лисичка подслушивает», «После дождя и др.), игры («Великаны и гномы», «Цветочки» и др.), способствующие развитию эмоциональной сферы ребенка, используемые в театрализованной деятельности, имеют особое значение в коррекционно-педагогическом процессе.
Еще наиболее значимой является психотерапевтическая функция театральной деятельности. В работе с детьми, театр довольно широко используется врачами, психологами и педагогами, как средство коррекционного и развивающего воздействия. Игротерапевты используют театрализованные игры для снятия неурядиц жизни, для коррекции нравственных взаимоотношений, для ободрения ребенка. Психотерапевтической возможностью, прежде всего, обладают сценические игры, суть которых – разыгрывание ролей для зрителей. Принятие на себя различных ролей благотворно влияет на детскую психику, способствует познанию потенциала собственной личности, развитию образа идеального и реального «Я», обогащает переживания ребенка новым содержанием, помогает наладить контакт с окружающими.
В современной педагогической литературе можно найти много классификаций театрализованных игр. Вот несколько видов театра, наиболее часто используемых на занятиях:
- настольный театр игрушек. Это обыкновенные игрушки, которыми ежедневно играют дети. Их можно приобрести в магазине, сшить мягкую игрушку своими руками, связать крючком. Сценическая площадка – детский стол или напольный коврик. Цель таких показов – развлечь и порадовать детей, сделать для них куклу более интересной, помочь им внести разнообразие в их игровую деятельность;
- плоскостной театр – это разновидность настольного театра, который можно сделать своими руками из бумаги и картона или приобрести готовый из дерева, пластика и другого материала. Персонажи и декорации – картинки, фигурки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передаётся интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создаёт элемент сюрприза, вызывает интерес у детей;
- пальчиковый театр – это фигурки персонажей, которые одеваются на пальчики. Этот театр помогает развивать речь, мелкую моторику рук, учит общению между взрослыми и сверстниками. Ребёнок «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает массирующее действие от размещения на руке кукол и игры с ними. Работа с такими куклами самая простая. Педагог предлагает ребенку надеть на палец куклу-жука, например, и побуждает к действию словами из стихотворения: «Я веселый Майский жук. Знаю все сады вокруг…»;
- театр кукол би-ба-бо ещё называют театр «Петрушки». Это перчаточные куклы, которые сделаны из твёрдой головы и приклеенного к ней костюма. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки;
- костюмированный или ролевой театр, где дети (взрослые) берут на себя роль выбранного персонажа. Дети с помощью взрослого или самостоятельно разыгрывают стихотворения, загадки, небольшие сказки, инсценируют песни. Для лучшей наглядности детям нужны костюмы;
- театр маски. Иногда достаточно надеть маску, чтобы превратить ребёнка в актёра. Маски можно сделать из поролона, бумаги, приобрести готовые.
Театральные игры можно и нужно организовывать дома в семейном кругу. Для ребёнка будет большой радостью и гордостью, если он будет принимать участие не только в постановке, но и в изготовлении костюма или маски для представления. Можно совместно с детьми своими руками смастерить настольный театр, например, распечатать героев сказки и наклеить на пластиковые стаканы или картонные подставки. Это могут быть самые простые сказки, такие как «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба» и другие.
Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
В государственном учреждении Тульской области «Тульский областной центр реабилитации инвалидов» (г.Новомосковск) на индивидуальных и групповых занятиях педагоги применяют элементы театральной деятельности. Создание спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогает им преодолеть застенчивость и зажатость (если они имеются).
Таким образом, в процессе какой-либо совместной деятельности, особенно творческой, ребёнок будет больше взаимодействовать с другими людьми, общаться, делиться впечатлениями, а отсюда следует, что и коммуникативные способности будут развиваться.
В своей работе педагоги стараются использовать любые способности и возможности детей. Самостоятельно не передвигающиеся дети могут прочитать стих, спеть песню, показать действия персонажа доступными им движениями. Дети с тяжелым недоразвитием речи и с глубокими умственными нарушениями выполняют действия совместно с педагогом.
Таким образом, все дети принимают активное участие в играх, театральных постановках и инсценировках. Благодаря этому у детей стимулируется развитие сохранных возможностей. Неговорящие дети учатся общаться с другими детьми и взрослыми с помощью мимики и жестов. Дети с выраженными двигательными нарушениями – двигать ручками, ножками или головой в такт музыке. Пассивные дети преодолевали свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становились более спокойными и уравновешенными.
Можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе.
Подготовила: воспитатель полустационарного отделения реабилитации детей
с ограниченными возможностями здоровья (г.Новомосковск)
Елена Карташёва телефон +7(48762) 3-96-38