«Советы психолога. Медлительный ребенок, что делать?»
Медлительность – это не недостаток, а особенность некоторых детей, который, как правило, доставляет им и их родителям немало неприятностей. На групповых занятиях малыши не успевают за своими сверстниками, им сложно даются занятия спортом, дома медлительные дети могут часами собираться на прогулку или выполнять простую просьбу. Родители и другие взрослые часто не знают, как правильно реагировать на медлительность малыша, поэтому они торопят его, тем самым делая только хуже.
Медлительные дети ничем не отличаются от сверстников, разве что, доставляют неудобства родителям, педагогам, приятелям. Кажется, они собираются целую вечность, никуда не торопятся, часами могут выполнять простое задание. В учебе медлительным школьникам намного сложнее, ведь от них требуется быстрой реакции, восприятия новой информации, мобильности.
Как себя вести, если малыш медлит?
- не торопите ребенка. Пожалуй, это самый важный принцип, которому обязательно нужно следовать. При слове «быстрее» ребенок начинают нервничать и суетиться, но от этого их темп не только не увеличивается, но и зачастую снижается. Раздражение и недовольство по поводу медлительности ребенка могут стать причиной невроза;
- хвалите своих детей даже за небольшие достижения;
- не сравнивайте ребенка с его более быстрыми сверстниками. Это сильно отражается на его самооценке;
- избегайте ярлыков. Большинство информации о себе дошкольник узнает из уст близких и значимых ему взрослых. Если окружающие постоянно называют его «лентяем» или «копушей», у ребенка не возникнет мысли что-то менять;
- четко организуйте режим дня. Это поможет облегчить выполнение повседневных дел, так как ребенок будет знать, что именно его ждет в ближайшем будущем. Используйте различные наглядные средства (схематичные календари, плакаты с расписанием дел, стикеры - «напоминалки»), они будут служить своеобразным ориентиром во времени;
- давайте четкие задание и просьбы. Дошкольники обычно воспринимают только одно указание за раз, поэтому нужно стараться максимально четко и конкретно выражать свои требования;
- дайте ребенку возможность «работать» в оптимальном для него темпе, и тогда качество такой работы будет выше обычного.
Игры для медлительных детей
Дошкольный и младший школьный возраст считается наиболее подходящим временем для коррекции медлительности. Эта черта может быть довольно успешно скорректирована при помощи специальных игр и упражнений. Их суть заключается не в том, чтобы заставить ребенка выполнять задание быстро, так как это может только усугубить ситуацию. Основная характеристика игр для медлительных детей – это резкие переходы между быстрым и медленным темпом работы.
Предлагаются некоторые игры и упражнения:
«Аплодисменты». Представьте, что Вы с ребенком отправились смотреть спектакль (для антуража можно сесть перед телевизором и включить какую-нибудь передачу). Договоритесь о том, что свои эмоции от увиденного Вы будете выражать при помощи аплодисментов. Если Вам и ребенку нравится происходящее на сцене, хлопайте интенсивно, если нет – медленно.
«Кошечка». Суть этой игры заключается в том, что по команде ребенок должен, как кошка, сжимать и разжимать пальцы рук в определенном темпе. Если взрослый произносит слово «солнышко», он должен превратиться в кошку, которая нежится на солнце и медленно выпускает свои коготки. Если Вы говорите слово «мышка», то ребенок должен быстро сжимать и разжимать пальцы, как будто кошка хочет поймать добычу.
«Бегу, спешу, гуляю». Это упражнение удобнее всего выполнять на улице. Как и в предыдущих играх, ребенок должен по сигналу взрослого менять скорость своих движений. Так, например, если Вы поднимаете руки вверх, ребенок должен постараться бежать как можно быстрее, если опускаете руки вниз – идти быстрым шагом, складываете руки на груди – идти медленно, будто прогуливаясь.
Чтобы добиться результата, игры нужно проводить регулярно (по возможности каждый день по 10-15 минут). При этом ребенок должен быть в хорошем расположении духа и играть с удовольствием. Также следите за тем, чтобы ребенок не переутомлялся.
Медлительность – это не недостаток ребенка, а его особенность. Если не торопить ребенка и позволить ему действовать в удобном темпе, качество выполнения «задания» будет на высоте. Так как в школе медлительным детям приходится нелегко, очень важно вовремя начать корректировать это свойство при помощи специальных игр и упражнений. Но самое главное, в чем нуждается каждый малыш - это безусловная любовь, принятие и поддержка со стороны близких.
Подготовил: педагог-психолог полустационарного
отделения реабилитации детей с ОВЗ (г.Новомосковск)
Юлия Холомина тел.: 8(48762) 3-96-38