«Ребенок дождя».Как обществу научиться понимать его?»
Выражение «дети дождя» (дети-аутисты) определено не случайно. Такие дети воспринимают мир по-особому, им сложно общаться, они не стремятся к изучению окружения и погружены в себя. Они все время беспокоятся, не понимают, что вокруг происходит, все время ожидают чего-то плохого. Им тяжело найти контакт с незнакомыми людьми, общаться, адаптироваться, принимать окружающую обстановку и людей.
Специфическое восприятие мира у таких детей приводит к проблемам с социализацией, но проблемы решаемы, если начинать работу по адаптации и социализации детей с аутизмом с раннего возраста.
Что же с ситуацией принятия детей с данной особенностью в обществе? Всё очень неоднозначно. К сожалению, многие родители, либо скептически относятся к развитию и обучению в среде, где есть ребенок с детским аутизмом, либо относятся резко негативно. Причин такого поведения и отношения социума можно назвать сразу несколько: ٧ не достаточная информированность общества о детях с такими нарушениями, об особенностях их взаимодействия с окружающим миром, о том, как можно помочь такому ребенку, если у него имеется расстройство аутистического спектра (далее - РАС);
٧ проблема социализации особых детей, которая стоит очень остро. Общество отграничивает их и в результате, дети в полном объёме, не обретают социальных норм и навыков.
Предусмотрена большая работа с таким ребенком, чтобы он доверял взрослым, другим детям, чужим людям, и при правильно организованной работе, из них вырастают социализированные взрослые, способные самостоятельно жить среди людей и достигать определенных успехов.
Как вести себя с «ребёнком дождя»: что делать и чего делать нельзя?
* При встрече с таким ребёнком будьте готовы к его уникальности восприятия окружающего мира;
* будьте терпеливы, корректны и дружелюбны. Есть заблуждение, что дети с аутизмом избегают контактов и не нуждаются в них – это не так. У них есть потребность в общении, просто выражают они это по другому, не всегда понятно большинству окружающим;
* говорите короткими, простыми предложениями. Если вы видите, что вас не понимают, не пытайтесь объяснять подробнее или задавать вопросы – повторите еще раз, но попроще. А еще лучше — используйте жесты, отчетливую мимику или картинки;
* будьте готовы помочь. Новое место может вызвать у ребенка острый стресс, будьте внимательными к нему и спокойными;
* не повышайте голос и не трогайте ребенка без разрешения. Дети (люди) с аутизмом, как правило, остро реагируют на внешние раздражители, поэтому одно из основных правил в общении – деликатность;
* не обижайтесь на то, что вам могут сказать. Дети (люди) с аутизмом бывают очень прямолинейными. Может даже показаться, что они игнорируют правила приличия, но не забывайте, что у них действительно, в силу имеющегося заболевания, недостаточно сформированы навыки общения;
* не указывайте родителям детей с аутизмом, как им себя вести.
В настоящее время в практике специалистов, работающих с детьми с отклоняющимся развитием, значительно возросло количество детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы, в т.ч. РАС. Частота нарушений такого рода, определяемая методами медико-психолого-педагогической диагностики, возрастает до внушительных цифр. Так, учитывая данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в настоящий момент в мире диагностируется один случай РАС на 160 детей раннего возраста. При этом несколько лет назад показатель частоты диагностирования РАС у детей составлял 1 случай на 132 детей раннего возраста. Наряду с ростом количества детей, имеющих такого рода нарушения, возрастает потребность в предоставлении и оказании им и их семьям социальной психолого-педагогической помощи.
В России имеются организации, фонды, учреждения дополнительного образования, реабилитационные центры, специализирующиеся на проблемах, связанных с развитием, обучением и социализацией детей (людей), имеющих расстройство аутистического спектра. Данные учреждения, в рамках своей деятельности, организуют планомерную работу, направленную на информирование общества о РАС, проводят публичные акции, привлекающие внимание общественности. Они разрабатывают и реализуют программы помощи детям с РАС и их семьям.
Одним из таких учреждений, является государственное учреждение Тульской области «Тульский областной центр реабилитации инвалидов» на базе полустационарного отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (г. Новомосковск, ул. Бережного, д. 15), где предоставляется социальная психолого - педагогическая помощь детям-инвалидам и детям с ОВЗ, среди которых значительное число детей с аутизмом. В течение 1 полугодия 2024г. охват по оказанию комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с РАС составил 51 семью/ 52 ребенка.
Педагоги Центра проводят развивающие занятия, направленные на установление зрительного и эмоционального контактов, используют приёмы и методы, способствующие развитию коммуникативных навыков, повышению интереса к общению, обогащению сенсорного опыта, познанию мира предметов и человеческих отношений.
Особенности развития «деток дождя» таковы, что с одной стороны, внешний мир доставляет им психологический дискомфорт, а с другой – без выхода «в люди» социализация никогда не наступит. Каждому человеку, вне зависимости от особенностей, важно жить обычной жизнью. «Лечить» нужно не аутизм, а социум: адаптировать среду и систему помощи таким образом, чтобы каждый человек мог получить поддержку и быть полноправным членом общества. Это возможно только при наличии благоприятной социальной среды, которая зависит от всех нас, от нашего лояльного и доверительного отношения, а главное, от желания помочь таким детям.
Подготовила:
педагог-психолог полустационарного отделения
реабилитации детей с ОВЗ (г.Новомосковск)
Олеся Гаврилова тел.: +7 (48762) 3-96-38