Карта сайта
 
Портал правительства Тульской области
 
Министерство труда и социальной защиты Тульской области

 

       

Обычная версия Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Государственное учреждение Тульской области    
"Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 3"
г. Новомосковск,
ул. Бережного, д. 15
trubka (48762) 6-69-84
г. Донской, мкр. Центральный,
ул. Советская, д. 14
trubka (48746) 5-48-53
г. Кимовск,
ул. Толстого, д. 18
trubka (48735) 5-70-29
email son.novomosk@tularegion.ru
Поощрение и наказание детей — кнут или пряник?

 

С момента рождения ребенка многие родители направляют все свои усилия на то, чтобы их малыш вырос счастливым человеком и ни в чем не нуждался. Одни всячески балуют ребенка, покупают игрушки и многое другое. А другие родители наказывают ребенка за каждую провинность.

Какой же подход воспитания правильный? Казалось бы, не наказывать детей – невозможно. Ведь дети не всегда ощущают границы дозволенного. И кто как не родители должны регулировать их поведение. Как лучше воспитать ребенка "кнутом или пряником"?

Так каким же может быть наказание? Ни в коем случае не физическим. Отругать, оскорбить, высмеять – тоже не годится. Физическое и моральное наказание унизительно и навсегда остается в памяти человека. И никакие «меня в детстве ремнем воспитывали, ничего, вырос человеком» вас не оправдывают.

Ударить – значит, показать свою слабость. Значит, дать понять, что слова имеют меньшее значение в сравнении с крепким кулаком. Именно так у многих детей формируется позиция «кто сильнее, тот и прав».

Самое страшное наказание для любого ребенка – это неприятие его родителями. Поэтому если после неблаговидного проступка малыша Вы покажете, что он Вас очень огорчил и расстроил – это возымеет свое действие.

Многие родители наказывают лишением чего-либо (просмотром мультика, походом в кино). Это не совсем правильно. Если Вы пообещали сходить зоопарк и в итоге не сделали этого – минус Вам. С другой стороны, если Вы лишите его лишней пиццы – ничего страшного не будет. У маленького человека должно формироваться понимание того, что он может потерять что-то ценное, совершив плохой поступок.

Цель наказания – помочь ребенку разобраться в самом себе и в сложившейся ситуации и по возможности избежать повторения допущенных ошибок в дальнейшем. Для того чтобы наказание оказало именно такой эффект, необходимо, независимо от возраста ребенка, соблюдать ряд правил:

• Не пугайте детей наказанием. Боязнь наказания способствует развитию изворотливости (как сделать так, чтобы никто не заметил и не отругал?).

• Один проступок – одно наказание. Если Ваш ребенок ухитрился совершить несколько проступков сразу, Вы можете наказать его очень строго, но только единовременно за все сразу.

• Наказание СРАЗУ после проступка. Бывает, что Вы обнаружили то, что Ваш ребенок совершил уже полгода назад и в гневе Вы наказываете его. Вас понять можно, но только взрослому человеку, у детей память короче. Помните, что даже закон учитывает срок давности преступления. Вы можете поговорить с ребенком, объяснить ему, почему было плохо то, что он сделал, очень часто бывает, что ребенок уже давно раскаялся.

• Не отходите от своих правил. Если Вы считаете некое поведение чада неприемлемым (например, грубить старшим), то ругайте за это всегда. Для формирующейся психики маленького человека очень вредно, когда за один и тот же поступок его то наказывают, то нет.

• Прежде чем наказать (поставить в угол, посадить «думать о своем поведении»), всегда объясняйте чаду, почему Вы вынуждены это делать. Что Вам не понравилось? Что ребенок сделал не так? Почему это плохо? И как нужно было бы поступить?

 

Что касается поощрений, так называемого «пряника», то это «высший пилотаж» воспитания. Оно может быть как полезным, вдохновляющим, окрыляющим, так и вредным, приучающим к безнаказанности, развращающим. Есть несколько несложных правил, усвоив которые, Вы сможете избежать многих ошибок и помочь своему ребенку стать сильнее:

• Похвала должна быть искренней. Дети моментально чувствуют фальшь и неискренность.

• Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее, иначе это просто торговля услугами.

• Хвалить можно только поступок, но не личность ребенка. Хвалите поступок развернуто, детально: «Как чисто ты вымыла полы! И под диваном! Мне так приятно видеть твою заботу и внимание! Теперь у меня освободилось время и мы можем поиграть вместе».

• Можно хвалить личность ребенка, рисуя картину будущего, чтобы окрылить его, но только после похвалы его поступка: «Как быстро ты починил машинку! Думаю, что из тебя получится отличный механик с золотыми руками! Я горжусь тобой!»

• Не сравнивайте его с другими детьми, только относительно его самого.

 

ПОМНИТЕ!

К каждому ребенку нужен индивидуальный подход. И никто кроме родителя не может знать, что нужно Вашему ребенку. Главное, не бойтесь проявлять ласку, не оставляйте в его не сформированной душе раны, которые могут плохо отразиться когда он подрастет, любите Ваше чадо и уделяйте больше времени на разговоры с ним. Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

Запомните, слово – лучшее оружие, которое у Вас есть. Будьте терпеливы в процессе воспитания, а главное – любите ребенка со всеми его ошибками и промахами.

 

Педагог-психолог Филимонова Мария

 
 
 

© 2018. Государственное учреждение Тульской области
"Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 3"