Карта сайта
 
Портал правительства Тульской области
 
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
 

       

Обычная версия Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Государственное учреждение Тульской области    
"Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 3"
г. Новомосковск,
ул. Бережного, д. 15
trubka (48762) 6-69-84
г. Донской, мкр. Центральный,
ул. Советская, д. 14
trubka (48746) 5-48-53
г. Кимовск,
ул. Толстого, д. 18
trubka (48735) 5-70-29
email son.novomosk@tularegion.ru
Этот трудный подростковый возраст

 

Иногда в жизни семьи наступает такой момент, когда родители неожиданно перестают узнавать своего ребенка. «Мой ребенок был таким добрым, общительным, послушным, а теперь он замкнутый, часто грубит и не слушается. Я хочу вернуть того, прежнего», - жалуются мамы на приеме у психолога. Почему некогда образцовый малыш, став подростком, начинает поздно приходить домой, дружить с непонятными компаниями, перечить родителям, отставать в школе даже по тем предметам, по которым раньше хорошо учился?

Родители теряют голос, пытаясь донести до своего чада прописные истины, упрекая его в нежелании что-либо понимать и делать. «Ты загонишь нас в могилу… Ну как ты не можешь понять?»

Но понять прежде всего нужно родителям, что ребенок вступил в такой пугающий родителей, но вполне закономерный с точки зрения природы период своего развития – подростковый возраст. И возможно ребенку в этот период приходится ничуть не легче, чем его родителям.

Подростковый возраст (он же переходный или пубертатный период) обычно начинается с 11-12 лет и продолжается до 16-17 лет. Этот возраст характеризуется интенсивными психо¬логическими и физическими изменениями. Под¬росток начинает быстро расти, у него резко увеличивается объем сердца и легких, глубина дыхания для обеспечения растущего организма кислородом. Характерны¬ми являются также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли. Поэтому, если ваше чадо-подросток жалуется на плохое самочувствие, не стоит сразу списывать это на нежелание идти в школу, так как эти жалобы могут иметь под собой реальные физиологические основания.

Также в теле подростка идет серьезная гормональная перестройка. У девочек растет количество эст¬рогенов, у мальчиков — тестостерона. У представителей обоих полов наблюдается рост уровня надпочечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков. Гормональные из¬менения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность. В отдельных случаях могут появиться такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая кон¬центрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблем¬ное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми и сверстниками.

Помимо физиологических возникают также и психологические проблемы: неуверенность в себе, нестабильность, неадек¬ватная самооценка, чаще всего заниженная. Снижается продук¬тивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, тео¬ретического мышления. Именно новым для подростка механизмом мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принима¬ет постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.

В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются его планы на буду¬щее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Часто подростки уверены в уникальности собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности.

Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, при-спосабливаться к новым условиям и ситуациям.

Так как же помочь своему ребенку пережить этот трудный для него и для вас период?

Главное — это понять и принять изменения, происходящие в подростке. Не нужно отвергать новые качества вашего ребенка и пытаться вернуть старые, детские: ласковость, послушание. Помимо принятия кризисных проявлений необходимо помнить следующее: особую важность для подростка имеет поддержка родителями его временно ослабевшего «Я» через удовлетворение потребности в любви и принятии. Таким образом, основа родительской помощи — не какие-либо действия по изменению подростка в соответствии с собственным эталоном, а открытое выражение своей любви к нему. Но выражение родительской любви к подростку отличается от выражения ее же к малышу. Если маленькому ребенку необходим прежде всего хороший уход, обеспечение безопасности в окружающем мире, то в пубертатном периоде становится важным принятие и поддержка подростка как личности, самостоятельной и индивидуальной. Подростку необходимо иметь возможность говорить с родителями о любых вопросах, которые его волнуют. Но он станет это делать только в том случае, если будет уверен, что не встретит осуждения своих взглядов, стиля поведения, одежды, друзей. Родители вправе иметь по ряду вопросов другое мнение, но и подросток вправе иметь собственное мнение, которое с уважением должно быть выслушано родителями.

Также одной из главных задач родителей является становление зрелой самостоятельности своего ребенка. При этом нужно уточнить само понятие самостоятельности, поскольку родители и дети вкладывают в это слово различные значения. В самостоятельно выполняемые действия должны равномерно включаться как права, так и обязанности подростка. Это поможет во многом избежать конфликтов между родителями и детьми, а также будет способствовать становлению зрелой самостоятельности. Таким образом, нужно разобраться с правами и обязанностями подростка и уравновесить их.

В свете разговора о правах и обязанностях нужно особо остановиться на проблеме, которую подростки называют контролем. Любые действия родителей, воспринимаемые ими как контроль, резко отторгаются, вызывают бурные эмоциональные реакции. При этом не важно, насколько обоснованными были на самом деле действия родителей, поскольку подросток фиксирует в них только сферу контроля. Поэтому необходимо свой контроль донести до подростка как заботу о нем или внимание, тогда то же самое родительское поведение будет восприниматься подростками более лояльно.

Если иметь ввиду и соблюдать эти незамысловатые правила, то у родителей есть возможность помочь своему ребенку выйти из этого кризиса во взрослую жизнь, приобретя необходимые личностные качества и не потеряв веру в себя и людей.

 

Педагог-психолог психолого-педагогической службы

Елена Якушова Тел.:3 – 96 - 38  

 
 
 

© 2018. Государственное учреждение Тульской области
"Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 3"