vk  
Обычная версия Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Государственное учреждение Тульской области    
"Тульский областной центр реабилитации инвалидов"
г. Тула,
ул. Пузакова, д. 36
trubka (4872) 34-29-85
 
г. Тула,
ул. Калинина, д. 20, к. 3
trubka (4872) 50-73-55
 
г. Тула,
ул. Макаренко, д. 9
trubka (4872) 24-24-85
 
г. Новомосковск,
ул. Бережного, д. 15
trubka (48762) 6-69-84
 
г. Донской, мкр. Центральный,
ул. Советская, д. 14
trubka (48746) 5-48-53
 
г. Кимовск,
ул. Толстого, д. 18
trubka (48735) 5-70-29
 
 
г. Тула,
ул. Агеева, д. 20В
trubka (4872) 50-73-55
 
 
email tocrebinv@tularegion.org
trubkaЗапись на прием  по телефону:
                     в г.Туле, ул. Пузакова, д. 36 (4872) 47-66-77
                              в г.Туле, ул. Калинина, д. 20, к. 3 (4872) 40-85-41
в г.Новомосковске (48762) 3-47-18
               в г.Донском по телефону (48746) 5-48-53
                в г.Кимовске по телефону (48735) 5-70-29
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

 

«Учитель-дефектолог – кто он»?

В полустационарное отделение реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (г. Донской) с мая 2023 года введена в штатное расписание должность учитель-дефектолог. Давайте узнаем кто он? И чем занимается?

Дефектологами называют специалистов, которые помогают детям, имеющим отклонения в психическом и/или физическом развитии, адаптироваться к жизни в социуме, делают возможным их воспитание и обучение. У этой специальности есть еще одно название — коррекционный педагог, а сама наука дефектология возникла на стыке сразу нескольких сфер — педагогики, психологии, медицины, социологии. В целом, всю работу дефектолога можно разбить на 5 частей, в каждой из которых выполняются свои задачи:

1. Диагностика. Она проводится до того, как ребенок приступает к учебному процессу. Помимо этого, специалист несколько раз в год должен выполнять диагностику, чтобы отслеживать динамику коррекционной работы. Также дополнительное обследование могут запросить родители или педагоги.

2. Коррекция. Сюда относится система работы по корректировке нарушений. Занятия могут быть построены как для отдельного ребенка, так и для группы детей со схожими отклонениями.

3. Анализ. Он позволяет оценить, насколько программа обучения эффективна для каждого ребенка. К анализу могут присоединяться смежные специалисты, например, психологи или логопеды. После изучения результатов в программу могут внести коррективы, чтобы сделать ее более рентабельной.

4. Консультации. Деятельность дефектолога узкоспециализированная, поэтому другие специалисты, а также родители особенных детей, часто нуждаются в консультациях. Коррекционный педагог может проводить индивидуальные встречи, вебинары, создавать информационные материалы. Это помогает повысить уровень знаний, а следом и эффективность работы с детьми.

5. Методическая работа. Дефектологи занимаются подготовкой к занятиям, документацией, представляют результаты своей работы на собраниях, педсоветах и других мероприятиях.

Почему специалист необходим детям с ОВЗ

Дефектолог может работать с детьми с различными отклонениями. Это позволяет не задействовать множество разных специалистов, чтобы ребенку не приходилось привыкать к новым людям, тратя на это время вместо действительно важных занятий.

Кроме того, что дефектолог помогает освоить учебную программу, он еще занимается социализацией детей, их адаптацией к миру, учит умению управляться со своими особенностями.

Вся деятельность коррекционного педагога направлена на то, чтобы максимально скомпенсировать отклонения в развитии с учетом возможностей ребенка и помочь ему догнать уровень своих сверстников.

  • Дефектологом могут работать коммуникабельные, терпеливые и доброжелательные люди, которые искренне любят детей и хотят с ними заниматься. Очень важно не только поставить верный диагноз и назначить эффективное лечение, но и увидеть в ребенке полноценную личность, со своим характером и способностями, уважать его мировоззрения и чувства. Только в случае возникновения взаимного доверия маленькому человеку действительно можно будет помочь.

  • Обязательными качествами будут также ответственность и дисциплинированность, без них невозможно грамотно спланировать коррекционную программу, четко зафиксировать все результаты и выстроить долгосрочные отношения с пациентами и их родителями.

  • Еще один важный навык для дефектолога – суметь отделить личную жизнь от работы. Через специалиста проходит огромное количество проблемных клиентов, общаться приходится с людьми разных характеров, ежедневно сталкиваясь с непростыми ситуациями. Если глубоко погружаться в каждую историю болезни – неизбежен нервный срыв.

Именно дефектолог является тем специалистом, который знает какие условия нужны для успешного освоения учебной программы ребенку с расстройствами аутистического спектра, задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, с тяжелыми и множественными нарушениями развития. В полном объеме трудовые функции этого специалиста приводятся в стандарте профессиональной деятельности учителя-дефектолога, опубликованном в марте 2023 года, утвержденным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Не один раз я интересовалась у своих коллег: что они считают важным в своей работе? Одни говорили о том, что нужно обладать высокой концентрацией внимания, ведь оно необходимо им в их профессиональной деятельности и в процессе проведения диагностических мероприятий, и для выявления изменений в развитии обучающихся, и для предупреждения нежелательного поведения у детей и подростков. На основе наблюдений и их грамотного анализа специалист может правильно и своевременно подобрать или самостоятельно разработать эффективную методику работы для конкретного ребенка, при необходимости скорректировать ее или изменить.

Шел у нас разговор и о стрессоустойчивости, терпеливости, тактичности, которые безусловно необходимы специалистам, работающим с людьми, имеющими физические и психические отклонения. Некоторые коллеги отмечали, что учителю-дефектологу очень важно иметь грамотную речь, ведь она является образцом и примером для подражания обучающимся. Не забывали о коммуникабельности, ведь учителю-дефектологу в процессе своей деятельности необходимо общаться с детьми разного возраста, их родителями, с коллегами (воспитателями, учителями, педагогами-психологами и др.), которые занимаются с ребенком.

Говорили и о знании и умении использования альтернативных средств коммуникации. Также практикующие учителя-дефектологи отмечали необходимость в постоянном расширении своего профессионального кругозора как посредством знакомства с материалами образовательных форумов, круглых столов, открытых педагогических советов, так и при прохождении курсов повышения квалификации, при чтении педагогической литературы, средств массовой информации, а также при общении со своими коллегами из других образовательных организаций, причем не только своего города, но и из других регионов.

Если вы думаете, что учитель-дефектолог может работать только в дошкольных образовательных учреждениях или специальных (коррекционных) школах, то вы глубоко заблуждаетесь. В настоящее время этот специалист необходим в государственных и частных образовательных организациях, реализующих инклюзивное обучение детей с ОВЗ, учреждениях системы профессионального образования, психолого-медико-педагогических комиссиях, центрах психолого-педагогической поддержки и развития, в организациях социальной защиты и медицины.

Подготовкой учителей-дефектологов в нашей стране занимаются высшие учебные заведения. По своей сути эта профессия находится на стыке сразу нескольких наук: педагогики, психологии, социологии, медицины. Изучение разных дисциплин помогает будущим учителям дефектологам адаптировать к самостоятельной жизни обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, воспитывать и обучать их".

Я уверена, что с введением в штатное расписание должности Учитель–дефектолог, поможет детально развиваться детям с ОВЗ, которые требуют к себе повышенного внимания, надеюсь, что моя работа будет востребована.

Учитель- дефектолог Долгашова Е.Г.

Официальный сайт ГУ ТО ТОЦРИ, © 2024. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт
https://czentr-semya.ru/ обязательна.