Карта сайта Портал правительства
Тульской области
Министерство труда и социальной защиты
Тульской области
Demografiya
 
      vk  
Обычная версия Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Государственное учреждение Тульской области    
"Тульский областной центр реабилитации инвалидов"
г. Тула,
ул. Пузакова, д. 36
trubka (4872) 34-29-85
 
г. Тула,
ул. Калинина, д. 20, к. 3
trubka (4872) 50-73-55
 
г. Тула,
ул. Макаренко, д. 9
trubka (4872) 24-24-85
 
г. Новомосковск,
ул. Бережного, д. 15
trubka (48762) 6-69-84
 
г. Донской, мкр. Центральный,
ул. Советская, д. 14
trubka (48746) 5-48-53
 
г. Кимовск,
ул. Толстого, д. 18
trubka (48735) 5-70-29
 
 
г. Тула,
ул. Агеева, д. 20В
trubka (4872) 50-73-55
 
 
email tocrebinv@tularegion.org
trubkaЗапись на прием  по телефону:
                     в г.Туле, ул. Пузакова, д. 36 (4872) 47-66-77
                              в г.Туле, ул. Калинина, д. 20, к. 3 (4872) 40-85-41
в г.Новомосковске (48762) 3-47-18
               в г.Донском по телефону (48746) 5-48-53
                в г.Кимовске по телефону (48735) 5-70-29
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

 

Чем больше мастерства в детской руке, тем способнее ребёнок.

Часто звучит выражение «мелкая моторика». Что же это такое? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Научно доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы и речи. Хорошо развитая кисть руки - это бесспорно, улучшение развития интеллекта и социальных взаимоотношений ребенка в обществе.

И если мы сами не способны никакими манипуляциями воздействовать непосредственно на мозг ребенка, то руки малыша тренировать мы можем и должны. Тем более, если у ребенка имеются физические или психические отклонения в развитии.

С каждым поколением дети все меньше занимаются ручным трудом, который естественным путем развивал моторику рук у нас, наших мам и бабушек и сегодня одним из направлений деятельности детских учреждений является специальное развитие пальчиков посредством упражнений, игр и творческих занятий.

 16645438335211664543833761
Проблема организации системы социальной психолого - педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной. 

Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Часто у таких детей моторика нарушена, движения хаотичны, неловки, нет точности. Правая рука значительно опережает, по возможностям точно совершать движения, левую, а это ведет к несогласованности работы правого и левого полушарий. Иногда ведущая рука вообще не выделена, мускулатура слабая, плохая координация движений обеих рук.

Педагоги различных специализаций, занимающиеся проблемами развития детей с ОВЗ единодушно сходятся во мнении, о том, что мелкая моторика очень важна: развивается речь, внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции.

Какие же способы ускоряют развитие мелкой моторики и способствуют её развитию? К ним относятся: игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика, конструкторы, бусины, пуговицы, прищепки, крышечки); пальчиковые игры; массаж кистей и пальцев; лепка; складывание пирамидок; рисование на песке; перебирание круп; шнуровка, завинчивание крышечек банок.

Не стоит забывать о благотворном воздействии лепки из пластилина и солёного теста на мелкую моторику, вырезание из бумаги, аппликация, рисование пальчиковыми и акварельными красками, раскрашивание, штрихование.

Обязательным для развития мелкой моторики у детей с особенностями в развитии, являются физкультминутки и пальчиковая гимнастика. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, благодаря чему пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

1664543833633

Помимо занятий с особыми детьми, следует проводить игры на развитие мелкой моторики, фантазии, мышления, такие как:

игры с прищепками. Они отличный материал в помощи развития мелкой моторики рук и пальцев. Способствуют координированию движения пальцев, помогают в развитии точности, ловкости, воображения;

выкладывание рисунков из пуговиц или счётных палочек. Игры с пуговицами развивают работу мелкой моторики, тактильное восприятие, координацию движений, глазомер, внимание, усидчивость. Эти игры способствуют развитию творческих способностей, наблюдательности, так же развивают элементарные математические представления (форма, цвет, размер, счет, улучшают эмоциональное состояние ребенка, позволяют почувствовать себя уверенным);

нанизывание бусин и шнуровка. Такое занятие дает возможность развитию левой и правой руки, что оказывает благотворный эффект для обеспечения взаимодействия полушарий мозга, способствует развитию памяти, мышления и речи;

пазлы и мозаика. По мнению психологов, мозаика, пазлы и другие простейшие головоломки в детском возрасте развивают внимание, логику, образное мышление и мелкую моторику.   

Учитывая, какое значение развитие мелкой моторики имеет для здоровых малышей, то для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), детей-инвалидов эти занятия приобретают первостепенное значение.

На базе полустационарного отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (г.Новомосковск) государственного учреждения Тульской области «Тульский областной центр реабилитации инвалидов» (далее — ГУ ТО ТОЦРИ) организованы индивидуальные и групповые занятия с детьми.

Функционируют группы кратковременного пребывания, посещая их, дети приобретают элементарные навыки общения, взаимодействия со сверстниками, делают первые маленькие шаги на пути социализации.

Воспитатели стараются создать благоприятный эмоциональный климат в группе, изучают особенность развития каждого ребёнка, состояние его здоровья, эмоциональное самочувствие.

С учётом этих особенностей, воспитатели проводят занятия на развитие мелкой моторики рук, творческих способностей. Это занятия по аппликации, поделки, с использованием салфеток, гофрированной бумаги, природного материала; нетрадиционной техники рисования; работа с солёным тестом и пластилином. Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Но, только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, у него формируются навыки работы двумя руками, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. К тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. 

На занятиях, как правило, воспитатель оказывает помощь всем воспитанникам. Помощь педагога направлена на то, чтобы ребенок поверил в себя, в собственные силы и способности. Необходимо постоянно поддерживать в нем оптимизм, уверенность в то, что он справится.

1664543833591

Так же групповые, развивающие занятия с детьми-инвалидами проводят: - педагоги-психологи (по развитию познавательной сферы и межличностных взаимоотношений);

- социальный педагог (по развитию мелкой моторики рук);

- социальный педагог (по развитию музыкальных способностей);

- инструктор по труду (по развитию мелкой моторики рук);

- инструктор по лечебной физкультуре (по развитию двигательной активности, укреплению мышц опорно-двигательного аппарата, профилактике различных заболеваний);

- логопеды (занятия на улучшения степени развития общих речевых навыков и обогащение лексического словаря).

Для проведения релакссеансов, используется кабинет психологической разгрузки, сенсорная комната, кабинет с интерактивной песочницей

. Песочная терапия, одна из разновидностей игровой терапии, предложенная Карлом Густавом Юнгом, способствует развитию мелкой моторики, формированию образного мышления, творческих и интеллектуальных способностей ребенка, а также помогает снять психологические напряжение.

Для получения консультации по социальному обслуживанию в полустационарной форме и предоставления пакета документов, необходимо в рабочие дни с 9.00 до 17.00, обед с 13.00 до 13.48 обратиться в ГУ ТО ТОЦРИ по адресу: г.Новомосковск, ул. Бережного, д.15 или по телефонам: 8(48762) 3-47-18, 8(48762) 3-96-38.

В заключении хотелось бы подчеркнуть важность и необходимость воспитательно-педагогической, развивающей работы по развитию мелкой моторики руки, особенно у детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

Данная работа позволяет детям с особенностями развития, успешно адаптироваться в практической жизни, быть более самостоятельными в быту, научиться понимать многие явления окружающего мира, овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, связной речи.

Воспитатель полустационарного отделения реабилитации

детей с ограниченными возможностями здоровья (г.Новомосковск)

Елена Карташёва тел. 8(48762) 3-96-38

Официальный сайт ГУ ТО ТОЦРИ, © 2024. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт
https://czentr-semya.ru/ обязательна.