Родителям на заметку
«Возможности - ограничены, способности – безграничны»
Каждый ребенок познает и открывает для себя окружающий его мир. Он стремится к деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Для детей с особенностями в развитии и состоянии здоровья, важно творческое воспитание. Стоит уделить внимание как результатам той или иной деятельности, так и самому процессу. Ведь для каждого ребенка творчество – своего рода игра, с помощью которой он самовыражается, устанавливает связь со сверстниками и взрослыми. В ходе таких игр, ребенок развивается, учится усидчивости, развивает мышление и фантазию. И совсем неважно, чем любит заниматься ребёнок: рисовать, лепить из пластилина, читать стихи или петь – всё это приносит большую пользу в его жизнь и развитие.
Но как помочь ребенку с заболеванием, познать свои интересы? Найти то, что ему действительно приносит пользу и нравится? Любой вид творчества – способ реализоваться в обществе. А нам, взрослым, необходимо создать юным талантам безопасные и комфортные условия для их самовыражения и социализации.
Главная цель творческой деятельности - это формирование способностей ребенка к творчеству и к любому другому виду деятельности, ведь это возможность проявить себя. Кроме того, творчество помогает справиться с внутренними переживаниями и трудностями, выразить свои чувства и проявить свой талант. Детям необходимы внимание, любовь, поддержка и возможность реализовать их творческие идеи. Помочь в этом, могут развивающие занятия, которые дают реальную возможность выбрать ребенку свой индивидуальный путь, помогут развивать его, как личность.
На базе государственного учреждения Тульской области «Тульский областной центр реабилитации инвалидов» (далее - ГУ ТО ТОЦРИ), функционирует полустационарное отделение реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (г.Новомосковск,ул.Бережного, 15).
Деятельность отделения направлена на предоставление различных социальных услуг, в том числе мероприятий по социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической, социокультурной реабилитации и абилитации, социально-бытовой адаптации.
В течение года, дети посещают индивидуальные и групповые занятия педагогов-психологов, логопедов, социальных педагогов, инструктора по труду в среднем. В своей деятельности, каждый педагог пытается найти особый, индивидуальный подход к каждому ребенку. Так, например, инструктор по труду и социальные педагоги проводят занятия по программам, которые имеют эстетическую и художественную направленность, создают условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей.
На творческих занятиях, ребята с удовольствием рисуют, лепят, конструируют, занимаются аппликацией. Познают различные виды декоративно-прикладного творчества: квиллинг, оригами, бумагопластика, папье-маше, скрапбукинг, тиснение и др. В процессе творческих занятий, у детей закрепляется знания эталонов формы и цвета, формируется четкие и достаточно полные представления о предметах, дети приобретают новые и закрепляют полученные ранее навыки, учатся раскрывать свои таланты и выражать свои эмоции.
Во время занятий творчеством, особое внимание уделяется развитию мелкой моторики рук. Дети бережно обращаются с игрушками, сделанные своими руками: не ломают их, не позволяют небрежного отношения к ним другим ребятам. По окончанию курса занятий, у всех детей наблюдается положительная динамика.
Ежегодно, более 30 детей-инвалидов и детей с ОВЗ, воспитанников полустационарного отделения, активно принимают участие в различных Международных, Всероссийских, областных и городских конкурсах и фестивалях, становятся победителями и призёрами.
Следует отметить, что дети с особенностями развития имеют некоторые ограничения и сложности в занятиях творчеством. Они зачастую, не могут самостоятельно справиться с выполнением предлагаемого задания и здесь важна помощь и поддержка взрослого (педагога или родителя). Важно мотивировать ребенка, хвалить и поддерживать в его начинаниях.
Важно помнить, что занятия должны выполняться ребенком с желанием и с хорошим настроением. Только тогда будет достигнут хороший результат.
Для того, чтобы активизировать или раскрыть у ребенка творческую, игровую или трудовую деятельность, необходимо применять активные методы такие, как :
• беседы;
• экскурсии;
• индивидуальные творческие занятия;
• игры, выставки, конкурсы и фестивали.
Следует заметить, что творческая деятельность, как средство развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ важна и значима, т.к. является важным компонентом в воспитании и развитии, предоставляет отличную возможность помочь ребенку адаптироваться и реализоваться в современном обществе.
Инструктор по труду полустационарного отделения реабилитации
детей с ограниченными возможностями здоровья (г.Новомосковск)
Надежда Дегтева